Материал подготовлен экспертом Сейчас.ру, частнопрактикующим юристом Владимиром Сундаковым. www.yapravo.ru
История вопроса о необходимости законодательного закрепления статуса самозанятых граждан и определения условий их деятельности обсуждается с 2013 года. С этого времени Президентом Российской Федерации неоднократно давались поручения соответствующие поручения Правительству Российской Федерации.
И вот 07 июля 2017 года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно проекта этого федерального закона, «самозанятые» – это граждане, отвечающие 4 критериям:
1. физические лица, самостоятельно осуществляющие на свой риск направленную на систематическое получение прибыли деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, основанную исключительно на личном трудовом участии, в том числе во время, свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору;
2. не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
3. достигшие 16-летнего возраста;
4. представившие уведомления об осуществлении указанной деятельности в налоговый орган в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Видимо, после того, как определение самозанятых граждан закрепят в законе «О занятости населения в РФ», соответствующие изменения будут внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации, а также в Кодекс Российской Федерации об административной ответственности.
Следовательно, самозанятые граждане сегодня выделяются в отдельный правовой институт физических лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность, они будут платить налоги и нести ответственность за выполнение работ, оказание услуг своими силами.
При этом, желательно разделить тех зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые работают без персонала и самозанятых граждан, поскольку вышеуказанное определение самозанятых из проекта закона такую грань не проводит.
Если помимо всех вышеуказанных критериев к самозанятым гражданам применят перечень видов работ, должностей, профессий и прочее, то это еще больше внесет сумятицы и сделает совершенно непонятным вопрос о том, в каком качестве работать лицу, который намерен заниматься предпринимательской деятельностью, но делать это он намерен в одиночку.
Вообще, не до конца понятно, зачем нужно было выделять самозанятых граждан в качестве отдельного подвида предпринимателей.
Для сбора налогов? Но для этого у нас есть механизмы ответственности за незаконное осуществление предпринимательской деятельности. Почему бы не уточнить эти механизмы, сделать их более эффективными?
Надеюсь, все станет более понятно, когда будет определена ответственность самозанятых, в т.ч. за неуведомление налоговых органов о ведении ими предпринимательской деятельности, когда фискальные и правоохранительные органы станут выявлять «незаконно самозанятых», применять к ним соответствующие санкции, когда возникнет судебная и иная правоприменительная практика.
Проблема в том, что самозанятые граждане – это не грузовики с чипом, которых всегда может отследить система «Платон», а не чипованных - ГИБДД.
Самозанятые, как и раньше не будут выходить из тени, пока условия их нелегальной работы будут удобны и выгодны их клиентам, пока не создадут такие условия контроля и надзора за их работой, при которых осуществлять «теневой» самозанятый бизнес станет опасно перед лицом фискального, административного и уголовного преследования.