Материал подготовлен экспертом Сейчас.ру, частнопрактикующим юристом Владимиром Сундаковым. www.yapravo.ru
17 апреля 2017 года издан Указ Президента РФ № 171 «О мониторинге и анализе рассмотрения обращений граждан и организаций».
С 01 июля 2017 года Указ вступит в законную силу и с этого времени, поручается:
«Администрации Президента Российской Федерации обеспечить мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, направленных в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам (далее - обращения граждан и организаций), мониторинг и анализ результатов рассмотрения общественных инициатив граждан Российской Федерации, размещенных на интернет-ресурсе "Российская общественная инициатива" (далее - общественные инициативы), а также анализ мер, принятых по таким обращениям и инициативам».
То ли раньше «на местах» скрывали от Администрации Президента объективную информацию о недовольстве граждан и организаций деятельностью либо бездеятельностью государственных и иных публичных институтов или предыдущие технологии и методы получения такой информации перестали работать или Администрации Президента было не до того, а сейчас (возможно, в связи с предстоящими выборами, несанкционированными митингами и пр.), назрела необходимость в более пристальном изучении текущей ситуации в стране, мы не знаем и можем только догадываться.
Но, как бы там ни было (к Указам Президента РФ, в отличие от федеральных законов, пояснительные записки не принято писать), а с июля 2017 года Администрация Президента РФ приступает к сбору и анализу обращений, жалоб и инициатив граждан и бизнеса.
Как будут «мониториться», а по-русски говоря, непрерывно наблюдаться, регистрироваться и анализироваться жалобы граждан, организаций и их общественные инициативы, направленные в органы власти по сети «Интернет», читаем далее:
«Установить, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции:
а) размещают на страницах своих официальных сайтов, предназначенных для приема обращений граждан и организаций в форме электронного документа, предоставляемое единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства - единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства (далее - оператор инфраструктуры электронного правительства) программное обеспечение (далее - счетчик обращений), сведения о котором включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
б) ежемесячно представляют в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям».
Информация будет собираться объективно, тем программным обеспечением, которое разместит на сайтах государственных органов оператор инфраструктуры электронного правительства.
Остается только надеяться, что размещенное программное обеспечение будет надежно защищено от всякого рода подтасовок, искажения фактов и иных инсинуаций со стороны непорядочных лиц.
В свою очередь, госорганы и иные организации, осуществляющие публично значимые функции, параллельно электронному контролю со стороны оператора, будут отчитываться перед Администрацией Президента РФ о мерах, принятых по обращениям, жалобам и инициативам.
Некоммерческой организацией, уполномоченной на осуществление мониторинга и анализа результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, общественных инициатив, а также анализа мер, принятых по таким обращениям и инициативам, назначен Фонд развития информационной демократии и гражданского общества "Фонд информационной демократии", который:
ежемесячно представляет в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации итоговые материалы, подготовленные на основании мониторинга и анализа результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, общественных инициатив, а также анализа мер, принятых по таким обращениям и инициативам … обеспечивает органам местного самоуправления доступ к … итоговым материалам (в части, их касающейся), размещенным на интернетресурсе "Российская общественная инициатива".
Поскольку, сами органы госвласти смогут видеть результаты этой работы, только «в части их касающейся», то мы с вами, видимо, будем довольствоваться новостями в СМИ о выполнении настоящего Указа.
Нельзя исключать, что если обращения, жалобы и инициативы, так и не будут рассмотрены компетентными органами, то находчивые граждане и организации начнут направлять свои заявления напрямую в Фонд развития информационной демократии и гражданского общества "Фонд информационной демократии", и вот тогда мониторинг, из опосредованного программным обеспечением, сможет превратиться в живую работу еще одного «уполномоченного органа».
"Мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений граждан и организаций, общественных инициатив, а также анализ мер, принятых по таким обращениям и инициативам, осуществляются … с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных и о защите информации ограниченного доступа, о недопущении разглашения сведений, содержащихся в обращениях граждан и организаций, а также сведений, касающихся частной жизни граждан, без их согласия".
Вот если бы эта обязанность «о неразглашении» подкреплялась (помимо общих, еще и специальной) санкцией, за ее неисполнение должностными лицами, то гражданам и организациям было бы гораздо спокойнее.
Безусловно, такой указ лучше, чем ничего или чем было, когда ваше обращение могло просто утонуть в волоките дел уполномоченного органа.
С другой стороны, не системное - «ручное управление», когда возникает необходимость непосредственного надзора и контроля Администрации Президента РФ за ходом рассмотрения обращений и инициатив физических и юридических лиц, говорит о недостаточной эффективности системы надзора и контроля за деятельностью уполномоченных органов, в части рассмотрения подобных обращений и инициатив, об отсутствии полного доверия к предоставляемой ими информации. А иначе, зачем было издавать Указ?
Бесспорно одно, сегодня появился еще один «президентский» механизм контроля за обращениями и инициативами граждан и организаций, а насколько он будет жизнеспособен: поживем, увидим.