Правительство РФ считает необходимым реформировать наследственное право ради усиления защиты граждан, которые имеют право на обязательную долю в наследстве. Личные наследственные фонды и совместные завещания – два основных пункта, внесенных поправками в гражданский кодекс РФ главой думского комитета по госстроительству и законодательству Павлом Крашенниковым.
Поправки разрешают мужу и жене составлять совместные завещания, а также создавать личные наследственные фонды. Это позволит упростить передачу в наследство бизнеса, поскольку все активы переходят в единый фонд еще при жизни владельца.
По мнению правительства, реформирование наследственного права несет в себе антикоррупционную составляющую. В частности, авторы поправок предлагают установить контроль над взносами в фонды, дабы предупредить легализацию преступных доходов.
Кроме всего, в кабмине намерены усилить защиту граждан, которые имеют право на обязательную долю в наследстве. Наследники смогут требовать увеличения доли в наследстве, если усопший переводил имущество в личный фонд в течение последних трех лет.
Как Вы оцениваете положения реформы наследственного права и перспективу создания личных наследственных фондов?
Очевидно, что реформа гражданского законодательства рано или поздно коснулась бы и наследственного права.
Следует признать, что в целом регулирование в этой части в настоящее время не сильно отличается от советских норм. Между тем мы живем в другой социальной реальности, а право, как известно, должно реагировать на происходящие в обществе изменения.
В этой связи, безусловно, социальный заказ на введение новых институтов имеется и предлагаемые изменения нельзя лишь объяснить реформаторским зудом со ссылкой на зарубежные правопорядки. Так, у супругов вполне может быть потребность в совместных завещаниях.
Однако, верно и то, что появление новых норм наследственного права без детальной проработки вводимых конструкций ни к чему хорошему не приведет. Учитывая особенности российского законотворчества, такие опасения не напрасны.
Это справедливо и в отношении личных наследственных фондов, которые могут быть привлекательны не только для бизнесменов, но и для чиновников, заинтересованным в сохранении таким образом своих активов. В этой связи возможны всяческие злоупотребления и стоит заранее предусмотреть способы их предотвращения. Кроме того, остаются открытыми ряд вопросов, одним из которых является обход действующих правил об обязательной доле.
Есть сомнения в целесообразности наследственного договора, поскольку в иных правопорядках он недостаточно востребован, и это следует учитывать и у нас.
Как Вы оцениваете положения реформы наследственного права и перспективу создания личных наследственных фондов?
Реформа отечественного гражданского права не могла не затронуть положения наследственного законодательства, в частности, предлагается ввести в Гражданский кодекс институты, которые ранее не были известны российскому праву, однако, которые успешно прошли испытание временем и практикой в зарубежных правопорядках. Например, законопроект о внесении изменений в наследственное законодательство предусматривает институт «наследственного фонда». Данный инструмент достаточно востребован, прежде всего, предпринимательским сообществом, здесь даже уместно провести аналогию с конструкцией траста (наследственного траста), многие отечественные бизнесмены учреждают трасты за рубежом во многом исходя из потребностей в обеспечении максимально надежного перехода прав на имущество по наследству, в связи с этим, невозможно не отметить ту положительную роль, которую может сыграть введения «наследственного фонда» в закон, поскольку это будет способствовать меньшему оттоку капитала из страны, так как средства и имущество будут оставаться в отечественных «наследственных фондах».
Также законопроект предполагает вплетение в ткань отечественного гражданского законодательства института «совместного завещания». Данное предложение также можно оценить положительно. Многими нотариусами неоднократно отмечались случаи обращения граждан с просьбой об удостоверении соглашений, которые достигались с другими членами семьи по вопросам наследства, содержания членов семьи после смерти завещателя, к сожалению, нотариусы не имеют возможности придать законную силу таким соглашениям, поскольку традиционно считается, что завещание это односторонняя сделка. Естественно, оборот не мог не отреагировать на указанную потребность, тем более, что институт «совместного завещания» известен многим правопорядкам, в частности, наиболее полное регулирование «совместного завещания» мы встречаем в Германском гражданском уложении, во многом, при реформировании необходимо будет учесть немецкий опыт. Встречается «совместное завещание» и в постсоветских правопорядках, например, в украинском законодательстве есть соответствующие нормы.
В целом, можно только приветствовать инициативу введения «совместного завещания» и «наследственного фонда», при этом, попутно необходимо будет решить множество вопросов, которые неизбежно встанут перед законодателем. Например, касательно управления «наследственным фондом», соотношение понятия фонда как одного из видов юридического лица и «наследственного фонда», который предусматривается законопроектом. В отношении «совместного завещания» будут вопросы об изменении основ наследственного права, поскольку будут затронуты принципы свободы завещания, принцип распоряжения только одного гражданина (односторонняя сделка).