Организаторы распространения данных в Интернете – включая мессенджеры – будут обязаны установить программное обеспечение, которое будет производить идентификацию пользователей. Соответствующие поправки в законопроект «О связи» были разработаны Роскомнадзором и МВД.
Предполагается, что в документ будет внесено понятие «информационно-коммуникационные сервисы обмена мгновенными сообщениями». Под такие сервисы подпадают и мессенджеры, которые будут обязаны идентифицировать пользователей.
Поправки предположительно будут внесены на рассмотрение Госдумой вместе с документом, регулирующим сим-карты, пишет «Ъ».
Как Вы оцениваете перспективу госрегулирования мессенджеров?
Сегодня мессенджеры продолжают захватывать аудиторию, заменяя собой не только общение по SMS и в определённом объёме обычные звонки. По данным участников рынка, выручка операторов связи от голосовых сервисов в 2016 г. снизилась примерно на 5%, но одновременно с этим выросла на 3% от мобильного доступа. В связи с такой ситуацией, появление инициатив, охватывающих процесс регулирования различных интернет-сервисов в целом и мессенджеров в частности, понятен.
При этом в целях соблюдения правопорядка и пресечения преступности, требования к идентификации пользователей вполне логичны и ожидаемы, важно чтобы регулирование не нарушало конституционные права граждан на охрану частной жизни. На данный момент остаётся ещё ряд моментов, вызывающих вопросы. Например, если операторам при разработке и поддержке ПО для идентификации пользователей придётся подключать дополнительные ресурсы, то это может повлечь определённые затраты, которые в конечном итоге могут сказаться на стоимости и, конечно, это минус для потребителя.
Как Вы оцениваете перспективу госрегулирования мессенджеров?
Первично мессенджеры, в частности WhatsApp, появились как альтернатива SMS. На тот момент Вотсап был условно бесплатным по сравнению с SMS. Со временем новые мессенджеры начали привлекать абонентов своей приватностью, а реализация нынешних законодательных инициатив эту конфиденциальность и приватность может нарушить.
Вероятность договориться с ограниченным числом популярных сервисов не исключена, но в то же время на рынке существуют и появляются новые мессенджеры, ориентированные на максимальную защищенность коммуникаций. Подобное сотрудничество популярных сервисов может увеличить спрос на новых игроков, а затраты на блокировку таких нишевых продуктов довольно тяжело спрогнозировать. В итоге это приведет к появлению новых небольших нишевых сервисов, решающих задачи приватности, и за ними всеми будет невозможно уследить. Так что победа может оказаться пирровой.