В 2018 году в России было зафиксировано более 662 тысячи прецедентов ограничения свободы интернета. Это в шесть раз больше, нежели было зафиксировано в 2017 году (116 тысяч прецедентов). Такие данные исследования приводят специалисты международной правозащитной группы «Агора».
Правозащитники указывают на то, что около полумиллиона прецедентов связаны с блокировками страниц сайтов в сети интернет. К другим видам ограничений – например, лишение свободы за неправомерное поведение в социальных сетях – власти прибегали гораздо реже.
К регионам с самой сложной ситуацией относительно свободы интернета правозащитники отнесли области в Сибирском ФО, Центральном ФО и Северо-Кавказском ФО, пишет Лента.ру. Именно здесь был зафиксирован значительный рост эпизодов ограничений за виртуальную активность. В «красной» зоне, по данным «Агоры», уже который год подряд находятся Москва, Санкт-Петербург, Крым и Татарстан.
"Исследование Агоры во многом содержит наблюдения, аналогичные комментариям о России из ранее опубликованного обзора "Freedom on the net 2018" от Freedom House. В отличие от FH, Агора имеет специфический классификатор и приводит обширные статистики нарушений. Если судить по отчету Агоры о свободе интернета за 2017, их определение действий подпадающих под "ограничение свободы интернета" довольно своеобразно. К таким действиям они относят не только случаи блокирования или фильтрации контента, запрет информации по различным основаниям, но и "предложения по регулированию", "гражданские иски", "прочее", "применение насилия (угрозы)".
Производится впечатление, что в подобном обзоре всё смешивается в одно, а потому в точности верифицировать или подтвердить цифру в 662 тысячи не представляется возможным. Отмеченная Агорой ситуация с уменьшением фактов уголовного и административного преследования по ряду статей, касающихся распространения информации в Интернете действительно имеет место.
Российское государство в настоящий момент рассматривает Интернет как площадку борьбы за информационный суверенитет и данные своих граждан. Такая позиция не является уникальной для нашей страны — многие рестриктивные меры принимаются и в странах ЕС, а также Азии. Вопрос о защите персональных данных граждан или создании инфраструктуры, обеспечивающей безопасность сети (в США данная риторика идёт относительно "русских хакеров") также широко обсуждается в парламентах зарубежных стран. Именно в духе этой "повестки дня" и выполнены все последние законопроекты и предложения российских органов власти. Сама эта повестка появилась сравнительно давно — так, при внимательном чтении программы "Цифровая экономика" от 28 июля 2017 года, многие текущие тенденции вполне можно было предсказать. Основные тенденции таковы: создание самодостаточной технической инфраструктуры для функционирования Рунета; создание объединенных баз данных, касающихся персональных данных граждан и государственной информации. В настоящий момент можно наблюдать всё более расширяющийся список компетенций РКН, а также продолжающуюся активную работу этого ведомства по понуждению крупных игроков интернет-рынка (прежде всего — зарубежных) к соблюдению российского законодательства. Говорить об "отказе от массовых интернет-блокировок" несколько тенденциозно, механизм блокировок продолжает работать как и работал, просто пока больше не было крупных казусов вроде ситуации с Telegram".