Задержка бухгалтерской отчетности, так же как и непредоставление документов в Росстат и налоговые органы, грозит компаниям штрафами. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то компаниям грозит административное наказание за несвоевременную подачу аудиторского заключения. Размер штрафа будет варьироваться, исходя из того предоставлена ли отчетность в целом или просто с опозданием. Для организаций такая недисциплинированность может вылиться в санкции в размере до 700 тысяч рублей, а для должностных лиц – до 200 тысяч рублей. Соответствующие поправки в КоАП «О внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней» были разработаны Минфином.
Нынешнее законодательство (КоАП ст. 19.7) предполагает наложение штрафов только за непредоставление документации. Размер штрафа колеблется в пределах 3000-5000 рублей. Впрочем, финансовое министерство считает такое наказание неэффективным, поскольку для компаний штрафные санкции не являются обременительными. Более того, многие штрафы даже не обжалуются.
В то же время с 2020 года контроль над государственным информационным ресурсом перейдет к ФНС, а новые штрафные санкции могут стать неактуальными, полагают эксперты.
Напомним, данные, предоставляемые компаниями, являются публичными и размещаются на государственном информационном ресурсе. Любой желающий может ознакомиться с документацией без дополнительных разрешений.
Как Вы оцениваете нововведение Минфина?
При всей своей простоте предлагаемый законопроект - многофункциональный. Первым делом государство заботится о пополнении бюджета. Увеличение размера всевозможных штрафов - тенденция последнего времени. Повышение санкций не вызывает такой резкой реакции бизнеса и граждан, как повышение налогов, ведь это же "расплата за нарушения". А бюджет пополняется исправно, ведь сейчас фактически последним финансовым резервом государства является население. С компаний, не сдающих отчетность, взять будет нечего, а вот руководители компаний, которые "бросили" от того, что бизнес не пошел - могут и заплатить. Для работающих же компаний - актуальны будут штрафы за просрочку сдачи и неполноту отчетности, а также за "иные нарушения порядка ее представления". Что это такое - никто пока (до первых штрафов) - не знает. Зато всем предпринимателям и бухгалтерам известна изобретательность налоговиков в их придирках. "Скучно" не будет.
С другой стороны, штрафами обеспечивается полнота государственных информационных ресурсов. Отчетность собирает и обрабатывает ФНС для использования в своих фискальных целях. Теперь от снабжения налоговиков информацией уклониться станет дороже.
Единственные, кого поправки точно порадуют - это аудиторские компании. На их услугах с 2021 года экономить будет дорого, ведь штрафы станут соизмеримы с тарифами аудиторов. При этом, учитывая то, что теперь повышается цена неведомых пока "иных" нарушений порядка сдачи отчетности, нельзя исключать того, что для контроля соблюдения "формальностей" сдачи баланса (не затрагивая его показателей) аудиторов будут приглашать даже компании, которым не требуется собственно аудит. Поэтому аудиторские компании могут поблагодарить своего регулятора - Минфин за подготовленный законопроект. Заказов будет точно больше.
Дата запланированного введение в действие поправок (2021 год) - весьма далекая, и есть вероятность того, что, учитывая государственный интерес, этот срок при обсуждении сократят.
Как Вы оцениваете нововведение Минфина?
Наличие доступной актуальной информации по контрагентам оказывает положительное влияние на взаимоотношения в сфере B2B. Позволяет, серьезным компаниям, заботящихся о своей репутации, отфильтровывать проверенные фирмы – партнеров от фирм однодневок. Касательно введение повышения штрафа, разве что, повысит стимул своевременности предоставления отчета. Но главное, чтобы до 2020 года, все данные предоставляемые компаниями в Росстат, являлись актуальными и идентичными данным предоставленными в налоговые органы.
Напрашивается вопрос, зачем Минфину вводить повышенные штрафы на два года, если позже контроль за Росстатом перейдет к налоговой службе?