С 1 сентября текущего года у россиян появилась возможность создавать наследственные фонды. Согласно поправкам в Гражданский кодекс (ГК РФ), цель фонда – сохранить имущество гражданина после его смерти путем делегирования прав на управление активами наследователям. При чем распоряжаться имуществом наследователи смогут только так, как этого хотел учредитель.
Законодательством предусматривается свободный выбор наследодателем наследователя, а также порядок выбора распорядителей из определенного круга лиц. Юристы отмечают, что фонд может быть создан на конкретный период времени; по истечении срока его действия имущество, не подлежащее отчуждению на основании сделки, будет передаваться выгодоприобретателю.
В то же время некоторые формулировки поправок достаточно размыты, поделились своим мнением с «Ъ» юристы. В частности, неясно кто входит в «определенный круг лиц» для управления имуществом. Также, пока не определено, какие организации будут заниматься семейными фондами. По мнению экспертов, на рынок выйдут иностранные компании, благотворительные фонды и дочерние структуры российских банков.
Как Вы оцениваете поправки в ГК РФ, позволяющие гражданам создавать наследственные фонды?
Современные нормы законодательства по формированию такого гражданского института как наследственный фонд, безусловно, являются новеллой в истории наследственного права России.
Наряду с прогрессивными положениями закона о создании абсолютно новой конструкции перехода наследственного имущества по наследству, причем, не только к прямым наследникам, но и к иным лицам – выгодоприобретателям, все еще остаются некоторые вопросы по созданию и функционированию данной некоммерческой организации.
В соответствии с законом, созданию наследственного фонда предшествует составление особого завещания, в котором содержится решение об учреждении такого фонда, полноценный Устав фонда, а также детальные условия управления наследственным фондом.
Завещатель, при постоянно меняющемся законодательстве, а также конъектуре рынка, должен заранее определить такие условия управления наследственным фондом, которые обязаны регулировать действия исполнительного органа при наступлении обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет(пункт 4 статьи 123.20-1. ГК РФ).
Из текста закона можно выделитьтри вида возможных участников данных правоотношений – выгодоприобретатели наследственного фонда, душеприказчики и наследники. При этом выгодоприобретатели наследственного фонда – не всегда наследники (пункт 2 статьи 123.20-3.ГК РФ), в то же время и наследники – не всегда выгодоприобретатели фонда (пункт 5 статьи 1149 ГК РФ), что дает неопределенность при осуществлении прав данных лиц.
Согласно российскому законодательству не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые в порядке наследования.
При этом не понятно, распространяется ли данное правило на наследственные правоотношения в наследственном фонде, и как быть с выгодоприобретателями фонда – не прямыми наследниками?
С формальной точки зрения, наследственный фонд – такой же наследник, как и остальные наследники по закону или по завещанию, но в то же время – самостоятельный обособленный институт со своими правилами по передаче активов наследникам.
Для сохранения активов законодательно предусмотрена неотчуждаемость прав выгодоприобретателя, они не переходят по наследству или при реорганизации (если выгодоприобретатель – юридическое лицо). Также установлено, что имущество фонда защищено от претензий кредиторов к выгодоприобретателям и не может быть изъято по их долгам.
Очевидно, что нормы закона о наследственных фондах будут корректироваться и дополняться с развитием данного института гражданского права по мере его правоприменения, а «приживется ли» такая правовая конструкция в российских реалиях – покажет время.
Как Вы оцениваете поправки в ГК РФ, позволяющие гражданам создавать наследственные фонды?
Институт наследственного законодательства является новинкой, однако уже очевидно, что он получит распространение преимущественно в предпринимательской сфере. Далеко не все представители бизнеса уверены в прямых наследниках, опасаясь за будущее своих проектов после смерти. Создание наследственного фонда в данном случае - наилучший шаг для них.
Кроме того, для повышения доверия к институту наследственного фонда необходимо конкретизировать отдельные моменты. В частности, стоит ограничить круг лиц, которые могут управлять данными фондами. Скорее всего, через несколько лет в нашей стране сформируется рынок профессиональных управляющих, которые будут предлагать свои услуги малому и среднему бизнесу.
В любом случае, инициатива законодателя достаточно интересна, и ее стоит приветствовать, так как наследственные фонды уже на протяжении долгих лет существуют в европейских странах и успешно там функционируют.