Незарегистрированные отношения между мужчиной и женщиной, проживающих совместно на протяжении двух лет при наличии ребенка либо пяти лет без детей и ведущих совместное хозяйство, целесообразно приравнивать к официальному браку. Такого мнения придерживается депутат фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков, который разработал соответствующий законопроект.
Наличие вышеописанных признаков брачных отношений следует считать брачными отношениями, при которых наступают обязанности супругов, предусмотренные гражданским и семейным законодательством, пишет ТАСС. Автор инициативы указывает на то, что в последние годы граждане РФ все меньше стремятся оформлять отношения официально. Более того, россияне не считают штамп в паспорте условием для создания полноценной семьи.
Ныне гражданские отношения ставят сожителей в уязвимое положение, отмечает г-н Беляков, поскольку при разрыве не наступают юридические последствия. Депутат предлагает распространить норму закона о совместно нажитом имуществе на незарегистрированные браки. Таким образом, члены семьи будут ограждены от потерь.
Паче того, чтобы вступить в незарегистрированные брачные отношения граждане должны достичь брачного возраста, не являться близкими родственниками и не состоять в другом браке. Такие же требования выдвигаются и для официальных брачных отношений.
Как Вы оцениваете инициативу, приравнивающую сожительство к официальному браку? По Вашему мнению, достаточно ли указанных признаков (наличие детей, совместное проживание) для того, чтобы возникла юридическая ответственность сторон?
Можно однозначно утверждать, что предложенные изменения в редакции автора принесут больше вреда, чем пользы.
В ст. 1 СК РФ отражено, что семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины.
Предложенные изменения противоречат данной норме, поскольку вне зависимости от намерения сожительствующих граждан на официальное оформление брачных отношений, для третьих лиц и государства брак будет считаться заключенным по прошествии определенного периода времени. Где же здесь добровольность брачного союза?
Судя по всему, автор законопроекта совершенно далек от правоприменительной практики.
При отсутствии совместных детей законодатель предлагает считать брак заключенным по истечении пяти лет.
Таким образом, если человек поступил учиться в ВУЗ, переехал в другой город и арендует двухкомнатную квартиру совместно со своей подругой, с которой у них нет ничего кроме дружеских отношений, то к окончанию обучения они, сами того не желая, будут считаться супругами. Аналогичным образом под удар могут попасть жильцы коммунальных квартир, в случае если недобросовестные соседи или соседки начнут обращаться в суды в целях признания имущества более зажиточного соседа общим.
Остро встанет вопрос доказывания факта ведения совместного хозяйства. В случае раздела имущества супругов действует принцип: все, что приобретено в браке – общее имущество супругов, если оно приобретено за счет совместных средств. Ведение совместного хозяйства предполагается после регистрации брака. Если же брак не зарегистрирован, то сожительствующий, претендуя на имущество, должен доказать факт совместного проживания и ведения совместного хозяйства с конкретным человеком, при этом суды чаще всего встают на сторону ответчика, исходя из того, что раз брак не зарегистрирован, то и ведения общего хозяйства не предполагается.
В результате принятия предложенных изменений Семейного кодекса тенденция кардинально изменится, факт совместного проживания в одном жилом помещении двух разнополых граждан вне зависимости от их взаимоотношений даст основания каждому из них необоснованно требовать раздела имущества в суде. Таким образом, предложенная редакция изменений является благоприятной почвой не только для недобросовестных граждан, но и для профессиональных мошенников и аферистов.
Единственная область, в которой бы пригодилась возможность приравнять сожительство к браку, это сфера взыскания долгов, поскольку достаточно часто граждане, собираясь «кидать» своих партнеров и контрагентов, заблаговременно оформляют все имущество на своих сожителей, зная, что судебные приставы не смогут обратить взыскание, поскольку брак не зарегистрирован. Однако в пояснительной записке к законопроекту данное явление не названо в качестве обоснования необходимости изменений.
Более того, нельзя не отметить, что законопроект «сырой», из него явственно следует, что автор не удосужился надлежащим образом проработать предложенную им идею. В пояснительной записке инициатор законопроекта не смог внятно изложить необходимость внесения изменений. Он пишет удивительные вещи.
Из текста пояснительной записки: « … основной проблемой является то, что, несмотря на достаточно снисходительное отношение россиян к незарегистрированному браку, возможность деторождения у большинства тесно связана исключительно с официально оформленными отношениями».
Таким образом, инициатор законопроекта связывает демографический кризис в России не с бедностью, а порой и откровенной нищетой населения (у людей просто нет денег на содержание полноценной семьи), не с отсутствием социальных перспектив и нехваткой детских садов, школ, поликлиник и иных жизненно важных объектов инфраструктуры, необходимых для нормального роста и развития детей, а всего лишь с тем, что люди просто не хотят регистрировать браки в силу своего снисходительного отношения к институту семьи, а без регистрации брака, по мнению автора, и детей быть не может.
Гениально! Каким образом автор законопроекта проводил сие исследование репродуктивных мотивов россиян? Основывался ли он на личном опыте, либо каких-либо научных данных?