Материал подготовлен экспертом Сейчас.ру, частнопрактикующим юристом Владимиром Сундаковым
Инициативу по введению штрафов за отказ в работе или увольнение людей предпенсионного возраста оцениваю отрицательно.
Популизм портит правовую систему, стройность и упорядоченность ее правовых норм, вносит хаос в практику их применения.
Основания увольнения работника и порядок такого увольнения, закреплены в ряде статей Трудового кодекса Российской Федерации.
Предусмотрена и защита работниками своих трудовых прав. Для этого есть целый 13 раздел в кодексе.
Здесь тебе и самозащита работниками трудовых прав, и защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами и государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Только, кроме обращения в суд, вся остальная система защиты работниками своих трудовых прав работает туго.
Вот и стоило бы улучшить работу уже имеющейся системы, но для этого нужно думать, много думать и много работать. Выгонять тупых и нерадивых, нанимать умных и работящих, платить им достойные деньги, а не скромное жалование, искоренять коррупцию и многое другое.
А в преддверии повышения пенсионного возраста, нужны быстрые решения, которые за 5 минут конвертируют предпенсионеров, которым еще несколько лет предлагают подождать обещанных социальных гарантий в виде мизерной пенсии, в лояльных к государственному решению граждан.
Нужно снизить социальную напряженность, вызванную непопулярной мерой, предотвратить народные бунты, выпустить пар.
В таком случае, проще припугнуть работодателя уголовкой и полагать, что это сделает работников предпенсионного возраста немного более счастливыми.
Нет, работников это счастливыми не сделает, а вот работодателей разозлит.
Более того, если на гоосслужбе государство вправе определять права своих работников, поскольку там именно государство выступает по отношению к ним в качестве работодателя, то навязывать предпринимателям такие требования совершенно недопустимо.
Ну, зачем, скажите, предпринимателю пожилой человек на том участке работы, где высочайшая конкуренция требует постоянно повышать эффективность труда. Например, в пиццерии. Зачем там люди предпенсионного возраста? Они также, как молодые будут ежесуточно посменно стоять у плиты, грузить, упаковывать, прыгать в машину и за 30 минут довозить до клиента еще теплую пиццу? И таких примеров могут быть тысячи.
«Считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста», — сказал Владимир Владимирович Путин, уточнив, что на время переходного периода предпенсионным стоит считать возраст за 5 лет до выхода на пенсию.
Да, но при этом Президент России поручил Правительству России предложить стимулы для работодателей, чтобы заинтересовать бизнес в сотрудниках предпенсионного возраста.
Вот с этого и надо начинать, а не понимать слова Президента России буквально и вводить административное или уголовное наказание для всех работодателей без исключения.
Например, на госслужбе, для людей предпенсионного возраста, возможно создать дополнительные гарантии. Например, в виде преимущественного права оставления их на работе, и тому подобные. Такие гарантии нужно закрепить в трудовом законодательстве, институциональных законах и подзаконных актах, указав простой и доступный порядок применения, конкретные критерии и правовые основания действия таких гарантий, а не руководствоваться только фактом наступления предпенсионного возраста.
И не будем забывать, что Президент в России не только осуществляет государственную власть, но также является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а в отношении внутренней политики государства - определяет ее основные направления (ст. 11 и 80 Конституции России).
В своем выступлении Президент России указал на приоритетное в настоящий момент социальное направление внутренней политики, а именно на усиление защиты трудовых прав и гарантий работников предпенсионного возраста.
И это понятно, ведь повышая пенсионный возраст, государство вынуждает уже не совсем здоровых и пожилых людей трудиться, а для этого нужно создать дополнительные рабочие места.
Эти новые рабочие места должны учитывать особенности граждан предпенсионного возраста, в том числе состояние их здоровья, образа жизни, специфику выполнения ими своих трудовых обязанностей.
Но вводить административную и уголовную ответственность для всех работодателей, чрезмерно и не эффективно.
Это новация сродни норме об уголовной ответственности за невыплату заработной платы, введенной в 1999 году (ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Напомню, что в те кризисные годы, при резком спаде промышленного производства и сокращения числа рабочих мест, невыплата заработной платы являлась повсеместной проблемой властей. Рабочие выходили на улицы, организовывали забастовки, бунтовали и пикетировали.
И если вплоть до 2010 года мы видели стабильный рост числа преступлений, квалифицируемых по ст. 145.1 УК РФ (хотя судебная перспектива таких дел была невелика: в среднем только около 30% от всех дел направлялись в суд, а обвинительные приговоры выносились лишь в 14% случаев), то после либерализации этой нормы в декабре 2010 г., мы наблюдаем резкое снижение числа таких преступлений.
Возможно, что и вводимая норма, после жесткого подавления недовольства работников предпенсионного возраста и работодателей, станет «мертворожденной», т.е. не имеющей широкой правоприменительной практики или «спящей», т.е. не применяемой до той поры, пока не потребуется показать потерявшим всякий страх работодателям, где раки зимуют.
Но, мне сложно представить, что после повышения пенсионного возраста, толпы незаконно уволенных пенсионеров и недовольных работодателей пойдут «стучать касками» о брусчатку горбатого моста.
Надеюсь, что правоприменительная практика станет учитывать характер и степень общественной опасности преступления, связанного с незаконным увольнением работников предпенсионного возраста и применение этой не создаст дополнительную нагрузку на пенитенциарную систему.
В данном случае, все будет зависеть от реакции народа России на повышение пенсионного возраста и на весь объем пакета законодательных инициатив с этим связанных.
Поживем, увидим.
А пока обращайтесь за высококвалифицированной помощью юриста по трудовому праву на мой сайт http://yapravo.ru/ ко мне, частнопрактикующему юристу, Владимиру Сундакову.