Поправки к законопроекту предполагают введение обязательной досудебной процедуры рассмотрения спора между страхователем и страховщиком по величине убытка. Кроме того, предлагается ограничить передачу (продажу) прав требования страховой выплаты.
Законопроект уточняет положения, касающиеся организации страхового возмещения в натуральной форме, возврата части страховой премии при досрочном прекращении договора обязательного страхования, а также информационного обеспечения ОСАГО.
Согласно поправкам, страховщик будет обязан произвести страховую выплату или направить потерпевшему отказ в течение 30 дней со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего. За нарушение страховщиком своих обязательств перед клиентами или сроков предоставления мотивированного отказа в выплате предусмотрены санкции.
Была ли учтена позиция страховщиков при выработке поправок к закону об ОСАГО?
Вышеуказанный законопроект неоднократно обсуждался на заседаниях, проводимых как отдельно в Правительстве, контролирующих органах, среди страховщиков, так и на совместных заседаниях.
Страховщиками было предложено достаточно много серьезных поправок в закон, особенно по тем проблемам, которые в последнее время стоят наиболее остро, среди них: введение обязательной досудебной процедуры рассмотрения спора между страхователем и страховщиком по величине убытка, а также ограничение передачи (продажи) права требования страховой выплаты; уточнение положений законопроекта, касающихся организации страхового возмещения в натуральной форме, возврата части страховой премии при досрочном прекращении договора обязательного страхования, наделение Банка России полномочиями по утверждению единой методики определения размера восстановительных расходов и проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.
Считаю, что в настоящее время очень актуально утверждение на законодательном уровне вопроса о введение обязательной досудебной процедуры рассмотрения спора между страхователем и страховщиком по величине убытка, а также ограничение /запрет передачи (продажи) права требования страховой выплаты. Так, в настоящее время возросло количество организаций, которые выкупают у потерпевших права требования к страховщикам и РСА, после чего подают иски в суд, существенно завышая размеры требований. При этом основную часть требований получает не потерпевший, а расходы страховщика увеличиваются в разы.
Также важным является утверждение вопроса, регламентирующего выплату страхового возмещения в натуральной форме. Считаю, как и мои коллеги среди страховщиков, что данную норму пока рано принимать, и лучше оставить норму в нынешней редакции закона об ОСАГО, где направление на ремонт возможно по соглашению сторон.
Еще один серьезный вопрос, касающийся возврата части страховой премии при досрочном прекращении договора обязательного страхования. С 2003 г в законодательстве не прописана методика расчета возврата части страховой премии, в связи с чем, зачастую возникают разногласия, жалобы со стороны клиентов на сумму возврат. Поэтому считаю необходимым эти нормы закрепить на законодательном уровне.
И четвертый вопрос, это наделение Банка России полномочиями по утверждению единой методики определения размера убытков. Данная инициатива была предложена РСА, которые в настоящее время по согласованию с регулятором занимаются разработкой методики с привлечением независимых экспертных организаций и обществ по защите прав потребителей. А так как методика по определению убытков единая, она должна быть обязательной не только для членов РСА, но и для оценочных компаний, поэтому предлагается, чтобы данные документы утверждал именно регулятор, те ЦБ РФ.
Конечно, к позиции страховщиков прислушиваются при выработке поправок к законодательным актам, но, к сожалению, не всегда это отражается в конечных документах. И очень хотелось бы надеяться, что перечисленное выше войдет во 2 чтение законопроекта с последующим их утверждением.