Государственное регулирование тарифов на ОСАГО может вскоре быть отменено. Минфин выступает за то, чтобы страховщики получили право самостоятельно определять значение тарифа на полисы, что приведет к либерализации рынка. Изначально в ведомстве предлагают разрешить компаниям снижать стоимость «автогражданки» внутри базовых тарифов, утверждаемых Банком России.
Проект изменений в закон об ОСАГО упраздняет практику установления регулятором тарифов для отдельных видов транспорта. Вместо этого, ЦБ будет рассчитывать только общие границы базовых тарифных значений, пишет «Ъ». В свою очередь, страховщики смогут определять цену полиса, в зависимости от спецификаций автомобиля и стиля езды владельца. Более того, для отслеживания последнего параметра участники рынка смогут устанавливать на транспортное средство устройства телематики.
В Минфине полагают, что такие коэффициенты, как мощность и территориальная принадлежность, при расчете тарифа стоит упразднить. Вместо них ведомство считает целесообразным ввести коэффициент нарушений ПДД.
Согласно поправкам в законопроект, предельный размер страховой премии по «автогражданке» не может превышать трехкратного индекса базовой ставки тарифа.
Вдобавок, Минфин настаивает на идее внедрения трех видов полисов. Причем клиент сможет самостоятельно выбрать подходящий полис, а у страховщика будут связаны руки в этом вопросе. Размер неустойки, которую компания обязана заплатить на просрочку предоставления владельцу авто мотивированного отказа в выплате, будет составлять 200 рублей в день (но не сможет превышать 10 тысяч рублей).
Как Вы оцениваете проект Минфина по либерализации ОСАГО?
Либерти Страхование с самого начала своей истории последовательно выступает за либерализацию системы ОСАГО. Причем за полную, а не частичную. При этом мы понимаем, что одномоментно проводить полную либерализацию было бы, наверное, рискованно. Поэтому мы всецело поддерживаем инициативу Минфина, рассматривая её как очередной шаг в правильном направлении.
Как Вы оцениваете проект Минфина по либерализации ОСАГО?
На наш взгляд, законопроект не проработан, и больше подготовлен для решения политических задач, нежели для решения проблем потребителей и рынка. Принятие поправок в подобном виде грозит ухудшением рыночной ситуации и ростом убыточности. Например – увеличение лимитов, спорная норма, поскольку в условиях, когда действует ПВУ (да еще с учетом расширения ПВУ на многомашинные ДТП с сентября 2017 года), возникнет ряд спорных вопросов при урегулировании убытков, когда у разных участников ДТП – различные лимиты. Кроме того, в ситуации, когда большая часть рынка фиксирует большую убыточность по страхованию добровольной ответственности автовладельцев - увеличение лимитов по ОСАГО будет способствовать росту убыточности ОСАГО, в связи с фактором мошенничества.
Не оправдано, обсуждать различного рода коэффициента «за количество ДТП», «за манеру вождения» - в ситуации, когда убыточность находиться на критическом уровне. Изменения в части поправочных коэффициентов, которые предлагаются законопроектом – не оправданы, поскольку, например, уже неоднократно показывалась прямая зависимость между коэффициентом мощности и убыточностью.
Как Вы оцениваете проект Минфина по либерализации ОСАГО?
Предложение "освободить" тарифы ОСАГО и формировать их рыночным способом крайне актуальное. Пока же фактическая ситуация на рынке свидетельствует о недостаточности действующего тарифа в ОСАГО, для нас он в более, чем половине регионов делает этот бизнес убыточным. Предложение разрешить снижать тарифы пойдет на пользу меньшей части регионов страны.
Тот факт, что почти две трети регионов продолжат генерировать убытки, приведет либо к банкротству страховщиков, либо к их постепенному отказу от работы в ОСАГО, как это демонстрирует опыт компаний «ВТБ Страхование», «Уралсиб», и «Альянс».
Текущий тариф недостаточен для того, чтобы перейти к лимиту выплат в 2 млн руб. в случае смерти участника ДТП. Так как сам он рассчитывался для покрытия убытков по имуществу в пределах 400 тыс. руб. (в ценах 2013-2014гг.), и до 500 тыс. руб. по «жизни и здоровью», а лимиты выплат по риску вреда жизни и здоровья в 2 млн руб. в нем попросту не были учтены.
Помочь ситуации смог бы переход на тариф, позволяющий учитывать максимум информации о рисках, качестве вождения, опыте и стаже водителя, его автомобиле - по принципу справедливой тарификации, исходя из персональных данных и личных особенностей каждого водителя. Современные технологии, использование инструментов bigdata, ИИ, оценка риск-модели по каждому водителю. Используя все это для скорриннга, мы очень быстро придем к справедливому тарифу, ведь компаниям будет интересно дать максимально выгодное для клиента и себя предложение, позволяющее учитывать при установке стоимости ОСАГО не только риски, но и время, проведенное за рулем, или общий требуемый пробег для автомобиля на время страхования.