Письмо было заверено и подписано президентом Всероссийского Союза Страховщиков Игорем Юргенсом и после направлено прямо в руки заместителю министра финансов Алексею Моисееву.
В тексте письма есть прямые упоминания о том, что ранее принятый законопроект должен подлежать доработке уже в скором времени. В частном случае господин Юргенс утверждает на то, что Минфин должен более четко для себя определить понятие страхового случая. Тут же президент страховщиков продолжает, что данное определение это не нежданно возникшая болезнь, либо же несчастный случай или же вовсе скоропостижная смерть, как это прописано в принятом законопроекте. По его мнению, страховым называется тот случай, когда существует риск, который предполагает возникновение ранее непредусмотренных расходов, которые должны пойти на оказание медицинской помощи (при чем как экстренной, так и неотложной), которая уже в свою очередь может как раз таки возникнуть по причине несчастного случая или же внезапно посетившего человека заболевания. Также сюда он относит и выделение средств на репатриацию тела, если наступила смерть ранее застрахованного лица. Юргенс подчеркивает, что интересы, касающиеся имущества страхователя, соотносятся с объектом страхования, которые входят в понятие финансового риска.
Необоснованно завышенная сумма страхования предельно большая для большинства жителей России. Потому Всероссийский Союз Страховщиков и решил оспорить ранее принятый законопроект. Здесь все, как по цепочке: увеличенная стоимость страховки влечет за собой увеличенную стоимость страховой премии, которая уплачивается компаниям-страховщикам. В сумме это все приводит к тому, что конечная стоимость всей поездки изрядно увеличена относительно своей изначальной цены. Потому господин Юргенс и его команда предложили снизить сумму общего страхования к отметке, установленной на уровне одного миллиона рублей, после чего использовать дифференцированный подход, который будет напрямую зависеть от страны, в которой пребывает россиянин.
На наш взгляд, очень важно, с одной стороны, предусмотреть адекватные для поездки страховые суммы, а с другой - не сделать страховые суммы излишне высокими, а полис, как следствие, слишком дорогим для массового туризма. Поэтому предложение ВСС о дифференциации страховых сумм в зависимости от страны представляется логичным.
С другой стороны, есть страны с настолько дорогостоящей медицинской помощью (США, Япония, Австралия и т д ) при поездке в которые целесообразно оформлять полис с лимитом даже не 2, а 3-4 млн рублей. Это рекомендация, которую мы сообщаем нашим партнерам - турфирмам. Туристам, выезжающие в эти страны, предлагается именно такой полис.
Позиция Минфина понятна – необходимо минимизировать риски бюджета и максимально защитить граждан, которым может понадобиться медицинская помощь за рубежом или покрыть расходы на репатриацию. Очевидно, что страховой суммы в 2 млн. руб. хватит сполна, при этом трудно сказать, достаточен ли лимит в 1 млн. руб., предлагаемый ВСС. В нашей практике не было случаев, когда застрахованным не хватало лимитов по полису выезжающих за рубеж. Что же касается применения диверсифицированного подхода, то это оправдано, ведь в европейских странах стоимость медицинских услуг в разы выше, чем скажем в Азии, странах постсоветского пространства и массовых – Турции и Египте.
Полностью поддерживаем данную инициативу. При обсуждении этого законопроекта в ВСС мы заняли аналогичную позицию, считаю, что страховое покрытие в 2 млн руб. действительно завышенная сумма в качестве минимальной. На сегодняшний день стандартные страховые суммы у большинства страховщиков – 30 тыс. евро в страны Шенгенского соглашения и 30 тыс. долларов для всех остальных стран. А это примерно и составляет 1 млн рублей. По нашему опыту, крайне редко бывают ситуации, когда данных страховых сумм не хватает для покрытия убытков.
Наша компания, ориентируясь на клиентский сегмент путешествующих в «далёкое зарубежье», уже сейчас предлагает полисы с суммой покрытия медицинских расходов, начиная с $60 000.
Однако установление подобной суммы в законодательном порядке вряд ли целесообразно. Для страховых компаний, предлагающих страхование выезжающим по более широкому кругу направлений, включая «ближнее зарубежье», такое страховое покрытие и, соответственно, премия, будут неоправданно завышенными. Подход, предлагаемый ВСС: определить этот показатель на уровне 1 млн. рублей, а затем к этой сумме применять поправочный коэффициент в зависимости от страны – является разумным.
Как вы прокомментируете позицию ВСС?
Высказанная ВСС позиция выражает опасения некоторых страховых компаний, которые действительно могут столкнуться с проблемами при таком резком повышении минимальной суммы. Например, при существующем подходе к тарификации полисов выезжающих за рубеж, не все смогут обеспечить формирование достаточных резервов для исполнения обязательств.
Мы считаем расчеты Минфина правильными. Здесь логика проста и прозрачна: посчитали, во сколько по деньгам обошлись бюджету репатриации российских граждан из-за рубежа, и совершенно справедливо предполагают возложить эти расходы на страховщиков. А для этого нужна страховая сумма, которая гарантированно покроет репатриацию. Поддерживая цифру в 2 млн рублей, мы считаем, что движение к этой планке должно быть более плавным, поэтапным.
Справедливости ради следует отметить, что предлагаемая формулировка ВСС – это страховая сумма не менее 1 миллиона, но удовлетворяющая требованиям страны, куда отправляется турист. Например, для стран Шенгена – 30 тыс. евро, то есть больше 1 млн рублей.
В письме за подписью президента ВСС Игоря Юргенса, направленном замминистра финансов Алексею Моисееву отмечается, что законопроект Минфина «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части страхования граждан, выезжающих за рубеж» нуждается в доработке.
Полностью согласен. Причем, размер страховой суммы не единственный и не основной аспект доработки законопроекта. Все пожелания страховщиков, поданные ранее Минфином, были игнорированы.
Президент ВСС отмечает, что страховым случаем является не внезапное заболевание, несчастный случай или смерть, как это прописано в законопроекте Минфина, а риск возникновения непредвиденных расходов на оказание экстренной или неотложной медицинской помощи (включая медицинскую эвакуацию) при несчастном случае или внезапном заболевании, а также на репатриацию тела в случае смерти застрахованного лица. В то же время имущественные интересы страхователя (застрахованного лица) являются объектом страхования финансовых рисков.
Полностью согласен. И мое мнение, что даже эта формулировка не совсем приемлема: страхуется риск возникновения непредвиденных расходов на оказание экстренной медицинской помощи. И это также не единственный и не основной аспект доработки законопроекта.