В целях защиты прав потребителей ЦБ РФ продлевает с 5 до 14 календарных дней срок, в течение которого можно отказаться от навязанной или ненужной страховки и вернуть полностью или частично уплаченную страховую премию. Соответствующий проект указания Банка России опубликован на сайте регулятора.
Как считают в ЦБ, действующий практически во всех популярных видах страхования «период охлаждения» зарекомендовал себя как эффективный механизм, что подтверждается статистикой снизившихся жалоб.
При этом многие страховые компании предлагают более длительный «период охлаждения» по сравнению с минимальным, установленным нормативным актом регулятора.
«14 дней — универсальный, нормативно установленный срок в целях защиты прав потребителей. В частности, именно такой срок определен в законодательстве для досрочного возврата суммы потребительского кредита (займа) и возврата товара», — подчеркнули в ЦБ.
Банк России предусматривает такую норму, в первую очередь, для того, чтобы банки и страховые компании не продавали страховые полисы в нагрузку заемщикам, пользуясь их невнимательностью. Потребители зачастую невнимательно читают договоры и автоматически страхуются по требованию банка, не обратив внимание, что страхование не обязательно. Теперь же у них будет вполне законное право отказаться от полиса, даже если договор уже подписан в течение 14 дней. Считаю, что это правильная инициатива — у потребителя должна быть такая возможность.
С другой стороны, это требование едва ли остановит злоупотребления со стороны финансовых организаций. Ведь никто не запретит им внести в договор обязательства заемщика по страхованию. И в таком случае без полиса клиент вовсе не получит займа. С другой стороны, не исключено мошенничество со стороны потребителей: можно будет приобрести полис для получения кредита, а зачем отказаться от него и получить назад страховую премию.
Прекрасная новация, вполне лежащая в канве последних действий Центрального Банка по ограждению клиентов финансового сектора от навязывания услуг.