Служба Банка России по финансовым рынкам проконтролирует системно значимых страховщиков

22 января 2014 г. Страхование 2 5212 Гэу Андрей
Согласно зарегистрированному приказу №14-2/пз, функции по контролю и надзору за соблюдением требований законодательства к финансовой устойчивости и платежеспособности системно значимых страховых компаний возлагаются на центральный аппарат СБРФР. Приложением к приказу определены системно значимые страховые организации, занимающие лидирующие позиции по объему начисленных премий на отечественном страховом рынке.

Приказ разработан для повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере страхового дела и является развитием модели риск-ориентированного надзора за крупнейшими страховыми организациями, запущенной в 2012 году. Впервые список системообразующих страховых организаций был утвержден ФСФР в 2012 году. В него вошли 20 страховых организаций, лидировавших за 2011 год.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Пепелова Евгения (Руководитель юридического отдела, ЗАО «АИГ»)

Как вы прокомментируете инициативу ЦБ по надзору за системно значимыми страховыми компаниями? В чем необходимость такого контроля? Каков механизм отбора системно значимых страховщиков?

Похоже, идея о необходимости внедрения концепции системно значимых страховщиков (как и концепции системно значимых банков) в России возникла на основании разработанного Советом по финансовой стабильности подхода к регулированию системно значимых (на мировом уровне) финансовых организаций. Как известно, необходимость решения вопроса о специальной системе регулирования для определенного сегмента финансовых организаций была осознана мировым сообществом в лице G-20 после мирового финансового кризиса 2008-2009 г.
В соответствии с определением совместного доклада международных организаций, системно значимыми являются финансовые институты, характеризующиеся существенным объемом и сложностью операций, системной взаимосвязанностью, сложностью заменяемости.
Позже Международной ассоциацией страховых надзоров были выработаны подходы к определению глобально системно значимых страховых организаций (G-SIIs) и регулированию деятельности этих организаций с учетом специфики страхового рынка. Ассоциацией сформулировано около 20 критериев («индикаторов»), сгруппированных по следующим категориям: размер (например, общая стоимость активов), масштабы деятельности на транснациональном уровне (например, количество стран, в которых представлена компания), взаимосвязанность с другими сегментами финансовой системы (например, объем займов у финансовых институтов и обязательств по выпущенным компанией ценным бумагам), объем нестраховых операций (например, объем активов и обязательств в связи с краткосрочными инвестициями, торговлей деривативами), взаимозаменяемость.
Основной идеей, заложенной в концепции, выработанной ассоциацией страховых надзоров является то, что в целом в силу специфики страхового бизнеса, сами по себе страховые андеррайтинговые риски не связаны с экономическим бизнес циклом и с рисками финансового рынка, а вероятность наступления страховых событий не усугубляется финансовыми убытками. Между тем, страховщики, также как и другие финансовые организации, подвержены другим рискам: финансовым, кредитным, рыночным и валютным. Опыт мирового кризиса показал, что, как правило, наибольшая подверженность системным рискам присуща не страховщикам, занимающимся исключительно страховой деятельностью, а страховым группам и конгломератам, которые вовлечены в операции, не связанные со страхованием. Поэтому категория индикаторов, характеризующих объем нестраховых операций страховых групп и конгломератов и категория взаимосвязанности с другими финансовыми секторами (банковским в первую очередь) являются определяющими (с весом в оценке 45 и 40 % соответственно) для целей отнесения страховой организации (группы) и системно значимой.

Концепция, принятая в настоящее время в России, нам не до конца понятна, а точнее – не до конца известна. А ответить на вопрос о необходимости осуществления контроля в рамках неопределенной концепции достаточно затруднительно. К сожалению, Приказ №14-2/пз «Об осуществлении функций по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства системно значимыми страховыми организациями», о котором упоминается в пресс-релизе на сайте ЦБ, не является документом открытого доступа, поэтому судить о реальных применяемых регулятором критериях сложно.
Ранее в официальных комментариях прессе представители регулятора упоминали о том, что в конце 2011 года системно значимые страховщики «были отобраны по объему начисленной премии, развитости сети и присутствию на социально значимых рынках — к примеру, ОСАГО». При этом планировалось, что позже «могут быть выделены и другие критерии: объем активов, вхождение компании в страховые группы и сообщества».

Пока можно только предположить, что в отношении страхового рынка процесс определения системно значимых компаний и подходы для такого определения пойдет по «банковскому пути».
Не секрет, что в России, как и в глобальном масштабе, идея о выделении системно значимых финансовых институтов была реализована изначально в банковском секторе. При этом официально закрепленные критерии отнесения банков к значимым долгое время отсутствовали вовсе, и только сейчас Центральным Банком опубликован проект Указания Банка России «Об определении перечня системно значимых кредитных организаций», в котором определены конкретные критерии, которые будут применяться регулятором. В настоящее время предлагается к категории количественных показателей относить размер кредитной организации; взаимосвязанность с кредитными и финансовыми организациями - объем средств, размещенных кредитной организацией в кредитных и финансовых организациях (далее - требования); взаимосвязанность с кредитными и финансовыми организациями - объем средств, привлеченных кредитной организацией от кредитных и финансовых организаций (далее - обязательства); объем вкладов физических лиц; обобщающий результат средней взвешенной оценки указанных показателей.

При этом, принимая подходы банковской сферы, следует учитывать специфику страхового бизнеса и четко представлять и также четко коммуницировать рынку, каким именно образом должно осуществляться регулирование деятельности системно значимых страховщиков, тем более, что критерии такого регулирования уже существуют на международном уровне, и гармонизации с международным подходом в связи с глобализацией рынка России все равно не избежать.

Жигарева Юлия (Руководитель проекта Департамента аналитики и стратегического развития бизнеса, ОАО СК «Альянс»)

В чем необходимость надзора за значимыми страховыми компаниями? Как вы оцениваете механизм отбора системно значимых страховщиков?

Выделение группы системно значимых страховщиков говорит, прежде всего, о продолжающейся политике мегарегулятора по повышению прозрачности рынка и защищенности страхователей. Безусловно, в число значимых игроков, отобранных ЦБ, войдут лидеры российского страхового рынка по объемам собранных премий, на долю которых приходится наибольшее количество заключенных договоров страхования, в том числе и с частными лицами. Дополнительный надзор за такими компаниями позволит регулятору повысить гарантии выполнения обязательств перед большим количеством клиентов, а также увеличит устойчивость и прогнозируемость страховой отрасли, которая является социально значимой.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также