Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс предложил перейти на ОСАГО с франшизой. На практике это означает трансформацию обязательной «автогражданки» в базовый продукт с минимальными опциями, к которому, пожеланию клиента, можно докупить дополнительные опции с разными лимитами покрытия.
По мнению г-на Юргенса, именно ОСАГО с франшизой позволит решить проблему убыточности данного вида страхования без удорожания продукта.
В РСА отмечают, что в январе 2017 года убыточность ОСАГО составила 130%, пишет АСН. Страховщики выплатили 14.3 млрд рублей, а получили премий на сумму 14 млрд рублей.
Как Вы оцениваете идею перехода на ОСАГО с франшизой?
В данной ситуации переход на ОСАГО с франшизой - это возможность создавать и предоставлять достойный продукт для каждого потребителя. Уже сейчас видно по среднему размеру выплат в отдельных регионах - что где-то, в некрупных городах, где автопарк немолод, лимита в 400 тыс более чем достаточно, тогда как в столицах, автопарк в среднем дороже 1 млн руб., и максимального лимита выплаты уже мало. Если сделать полис ОСАГО конструктором, в буквальном смысле этого слова, предложив выбирать лимиты, базовую часть покрытия, дополнительную франшизу - это позволит сделать более удобные тарифы, создать более гибкую и клиентоориентированную систему страхования для лучшего учета социальной и экономической нагрузки на автовладельцев различных регионов страны.
Как Вы оцениваете идею перехода на ОСАГО с франшизой?
- С экономической точки зрения идея, может быть, и здравая. Однако, я пока не могу себе представить механизм реализации. Очевидно, что франшизу нужно удерживать с виновника аварии. Однако за урегулированием убытка в страховую компанию приходит не он, а пострадавший. Люди пожелавшие заплатить франшизу добровольно, видимо, найдутся, но их будет немного. А любые механизмы принудительного взыскания франшизы дороже, чем эффект от нее.
Как Вы оцениваете идею перехода на ОСАГО с франшизой?
На наш взгляд, франшиза в ОСАГО позволит стабилизировать показатели убыточности и снизить риски мошенничества на рынке ОСАГО.
В первую очередь это связано с тем, что если ущерб окажется ниже франшизы, то потерпевшему просто не придется обращаться за возмещением в страховую компанию.
Также, на сегодняшний день, остается открытым вопрос – каким образом страховщик сможет получить франшизу с автовладельца, застраховавшего свою ответственность по ОСАГО?
Как Вы оцениваете идею перехода на ОСАГО с франшизой?
Предложение, озвученное президентом РСА, является консолидированной позицией всех участников этого объединения. Мы согласны с тем, что положение дел на рынке ОСАГО требует вмешательства и скорейшего урегулирования. Повышение тарифов, как способ стабилизировать ситуацию, не является эффективной мерой. Учитывая, что ОСАГО - обязательный вид страхования, рост стоимости полиса, к сожалению, вызывает только недовольство автовладельцев и косвенно подстрекает к злоупотреблениям и мошенничеству в этой сфере. Необходимо искать иные способы и подходы.
Вместе с тем, вопрос целесообразности некоего конструктора в ОСАГО остается открытым, ведь покупая полис, страхователь выбирает тип защиты для третьего лица (пострадавшей стороны), а не для себя. Некоторое время назад вопрос с франшизой уже поднимался и в тот момент никто из экспертов не смог предложить вариант грамотной модели урегулирования страхового случая в ситуации, когда у одного водителя полис с франшизой, а у другого нет. Кроме того, в ближайшем будущем, очевидно, будут приняты поправки, узаконивающие преимущественное право страховщика на натуральное возмещение. В этой связи, на наш взгляд, идея ОСАГО с франшизой, в принципе, утратит актуальность.