В письме, направленном председателю правительства Дмитрию Медведеву, руководство Ассоциации защиты страхователей (АЗС) и Федерации автовладельцев России (ФАР) выступает с критикой законопроекта о масштабных изменениях в ОСАГО. Предлагаемые страховыми компаниями поправки исключают действие закона о защите прав потребителей (ЗОЗПП) в ОСАГО, что является нарушением права автовладельцев, полагают авторы.
Правозащитники бьют на то, что обязательное страхование должно защищать права граждан, а не обогащать страховые компании, и приводят конкретные цифры: за последние 10 лет средняя цена полиса ОСАГО выросла на 51,7%. Инфляция за период с 2003 (введение ОСАГО) по 2012 гг. составила 85,1%. На фоне этого средний размер выплаты по ОСАГО увеличился всего на 17,5%. Таким образом, рост выплаты отстал от роста премии в 3 раза.
При этом внесенный в Госдуму законопроект содержит и ряд положительных для автовладельцев изменений, среди которых: поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни, здоровью потерпевшего со 160 тыс рублей до 500 тыс рублей на каждого потерпевшего, а в части возмещения вреда, причиненного имуществу, со 120 тыс рублей до 400 тыс рублей на каждого потерпевшего.
В свою очередь, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина заявила, что до рассмотрения поправок на пленарном заседании еще будет проведены совещание в администрации президента РФ и дополнительные консультации с правительством РФ. При этом она также подчеркнула, что идет «давление со стороны страховщиков на то, что тарифы надо поднимать».
Страховые компании в своем открытом письме от 12 февраля пригрозили «свернуть» бизнес по ОСАГО, мотивируя это решение неизбежным дисбалансом между обязательствами и сборами, и как следствие – банкротством большого числа игроков на рынке ОСАГО. В результате 12 марта рассмотрение законопроекта в Госдуме было приостановлено.
Мне понятна обеспокоенность и сильная нервозность страховщиков, чей бизнес основан на ОСАГО. Безусловно, перспектива увеличить суммы страховых выплат без роста стоимости полиса прекрасной видится только со стороны автовладельцев, для страховщиков же – это повод для паники. Однако нужно понимать, что ОСАГО – это не тот сегмент, на котором можно делать «состояние», это социально-ориентированный вид страхования, который должен быть доступен абсолютно всем. Именно поэтому очень важно найти «золотую середину» и соблюсти баланс интересов всех сторон. При этом некий резерв для оптимизации есть внутри самих страховых компаний, который касается сокращений РВД, в частности комиссий, до установленных 10%. Это первый шаг. И второй – это, конечно же, повышение репутации страховщиков, которая формируется в большинстве случаев на моторных видах страхования, ввиду их массовости. Повысить ее можно одним способом – отказаться от политики «искать миллион и один способ как отказать в выплате». Когда со стороны населения и органов власти будет меньше нареканий к работе страховщиков, то все вопросы будут решаться намного эффективнее и аргументы страховых компаний будут услышаны.
Разъясните, пожалуйста, позицию страховщиков в этом вопросе. Каковы аргументы к повышению тарифов на полис ОСАГО?
Представители страхового рынка и законодательных органов сейчас находятся в процессе обсуждения имеющихся возможностей развития рынка ОСАГО. В прошлом году была договоренность о введении новых страховых сумм с соответствующими изменениями страховых тарифов. К сожалению, в этом году провести в жизнь эти договоренности не удалось. Один из вариантов, который сейчас рассматривается, перенос сроков по введению новых страховых сумм на полтора года. Увеличение средней выплаты, что произойдет при повышении страховых сумм, необходимо компенсировать увеличением средней премии на соответствующую величину. Однако ОСАГО является одним из самых социально-ориентированных видов страхования, и повышение цены, которое может затронуть всех автовладельцев, не является самой популярной мерой. Ситуация на рынке ОСАГО вплотную приблизится к критической, если будут приняты только новые страховые суммы, но не страховые тарифы. И говорить о компенсации за счет АИС РСА нельзя, так как ввод системы не является каким-либо изменением действующей тарифной системы, а только наведением порядка в ее применении. Многие страховые компании начнут покидать рынок ОСАГО, а остальные страховщики могут сократить свои расходы на развитие сетей и сервиса. Для страхователей это будет значить снижение конкуренции и сокращение спектра услуг, ярче всего это проявится в небольших городах и населенных пунктах.
Также хотелось бы прокомментировать письмо представителей АЗС и ФАР, которые упускают из виду, что кроме средней выплаты и средней премии определяющим значением уровня убыточности является показатель частоты наступления страхового события, проще говоря, сколько на 100 машин произойдет ДТП в течение года. За этот же период частота выросла более, чем в 1,5 раза, что в совокупности с ростом средней выплаты значительно превышает рост средней премии. Для того чтобы аппелировать к экономическим показателям, следует в них разобраться.
Предполагаемое повышение лимита выплат должно сопровождаться увеличением тарифов. По сравнению с 2003 годом цены в нашей жизни выросли практически на все, причем значительно. Но страховые платежи по ОСАГО наоборот только уменьшились:
- базовые тарифы не изменились;
- система бонус/малус сократила страховые премии почти в 2 раза.
С этим формально согласны подавляющее большинство Страхователей, которые сами для увеличения лимитов выплат дополнительно к полису ОСАГО покупают полисы ДАГО - дополнительной автогражданской ответственности.
Таким образом, для сохранения баланса «лимиты выплат – платежи», тарифы по ОСАГО должны вырасти не менее чем в 2 раза.