Пассажиров метрополитена планируют обезопасить обязательной страховкой. Соответствующий законопроект разрабатывается Минтрансом РФ.
В ведомстве полагают, что юрлицо должно нести ответственность за здоровье и жизнь пассажиров. Ввиду этого, законопроект прописывает процедуру начисления компенсационных выплат за причинение вреда здоровью, жизни или имуществу граждан при перевозках.
Предполагается, что норма закона об обязательном страховании пассажиров метрополитена вступит в силу с 2018 года.
Как Вы оцениваете перспективу введения обязательного страхования пассажиров метрополитена? Как может отреагировать страховой рынок на норму закона?
Вопрос о страховании риска ответственности метрополитена возникает не в первый раз. Речь об этом шла, в том числе, при обсуждении норм при принятии закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков всеми видами транспорта перед своими пассажирами. Дискуссия велась еще более 10 лет назад. Но тогда метрополитен не стали включать под действие норм закона.
В целом рынок скорей всего позитивно воспримет саму идею введения ответственности для столь значимого игрока транспортной инфраструктуры столичного региона, но вряд ли премия, на которую станет рассчитывать метрополитен при страховании рисков, будет способна оживить рынок сама по себе.
Можно предположить, что в рамках тех пассажирских объемов, что вынужден обслуживать практически в круглосуточном режиме метрополитен, перед разработчиками встанет вопрос о том как переложить часть будущего тарифа на конечного пользователя.
Как Вы оцениваете перспективу введения обязательного страхования пассажиров метрополитена? Как может отреагировать страховой рынок на норму закона?
- Вопрос о перспективе введения обязательного страхования пассажиров метрополитена сложный и неоднозначный. Прежде всего необходимо проанализировать статистику по количеству пострадавших пассажиров на этом виде транспорта и объемам полученной компенсации за причиненный вред жизни, здоровью и имуществу. Нужно также учитывать, что этот вид страхования для самого метрополитена должен быть посильным с экономической точки зрения. То есть руководство перевозчика должно осознавать, что в случае применения закона об обязательном страховании и к нему общий эффект от расходов на страхование за несколько лет должен быть сопоставим с выплаченными на сегодня убытками. При этом особенно важно качественно урегулировать убытки, поскольку всякое ЧП с пассажирами в метрополитене имеет социальную значимость и связано с репутационными рисками для самого перевозчика.
Что касается качества урегулирования убытков страховщиками, то за время действия закона об обязательном страховании ответственности перевозчиков уже накоплен достаточный опыт урегулирования убытков на транспорте. За три года применения Федерального закона 67-ФЗ об обязательном страховании пассажиров не было ни одной жалобы на затягивание выплаты или выплаты компенсации в неполном размере. Все потерпевшие или их семьи получают страховые выплаты в четко указанные законом сроки и объемах.
Что касается реакции страхового рынка на такую норму, на мой взгляд, это особо никак не отразится на рынке, кроме как на необходимости дополнительно проработать процесс оперативного взаимодействия страховых компаний с предприятиями метрополитена на случай аварии с причинением вреда пассажирам. Если учесть, что на сегодня на рынке ОСГОП работают только 37 страховщиков, у которых все процессы выстроены, дополнительный сегмент клиентов к обслуживанию сложностей не вызовет.
Как Вы оцениваете перспективу введения обязательного страхования пассажиров метрополитена? Как может отреагировать страховой рынок на норму закона?
Полноценное включение пассажиров метрополитена под действие 67-ФЗ считаем оправданным. Пассажир не должен задумываться о том, кто будет производить выплату – метрополитен или страховщик. Пассажиры всех видов транспорта должны быть равны. Вместе с тем полагаем, что с учетом наличия метрополитена только в самых крупных городах РФ, реальные изменения коснутся буквально нескольких страховщиков, для остальных участников рынка ценность новшества будет в увеличении устойчивости пула через компенсационный фонд НССО.