Ключевые моменты проекта реформы ОСАГО согласованы Банком России и Минфином, сообщил директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук.
Согласно основным положениям документа, страхователь выбирает компанию, в том числе, исходя из тех сервисов ремонта, которые компания предоставляет. За качество ремонта отвечает страховая компания. К организации ремонта, в свою очередь, будут предъявлены четкие требования.
Одним из самых спорных моментов при обсуждении законопроекта был пункт о том, кто будет выбирать автомастерскую для ремонта машины после ДТП — автовладелец или страховщик. «Нельзя однозначно прописать, кто в момент ДТП будет принимать решение по ремонту», — заявил Жук.
Также законом предполагается увеличение лимита выплаты по европротоколу (самостоятельному оформлению аварии) с нынешних 50 тыс. до 100 тыс. рублей в Москве, Петербурге, Подмосковье и Ленобласти, добавил Жук.
Две самые ожидаемые новеллы в ОСАГО - это запуск полноценных продаж ОСАГО через интернет, обязательный для всех участников рынка уже с января 2017 г., и переход на натуральную форму возмещения, то есть ремонт автомобилей для застрахованных лиц. Е-ОСАГО позволит решить для потребителя проблему доступности полиса, с которой столкнулась часть водителей в прошлом году. Возмещение убытка в виде ремонта - снимет нарекания потребителей на качество услуги и сократит уровень мошенничества, поможет частично нейтрализовать проблему "черных" автоюристов, наживающихся на интересах потерпевших в ДТП.
РЕСО-Гарантия поддерживает предложение Минфина и ЦБ – установить натуральное урегулирование убытков в ОСАГО приоритетном порядке – считаем, что это позволит решить все спорные моменты с размером страховой выплаты, необходимой для возмещения ущерба, причиненного ТС потерпевшего.
Проект натурального урегулирования в ОСАГО запущен в РЕСО-Гарантия в середине 2015 года. Он помогает разрешить все споры, связанные с размером возмещения. Количество автовладельцев, которые предпочитают получить отремонтированное авто, с каждым месяцем растет, сейчас уже более 20% наших клиентов по ОСАГО получают возмещение не денежными средствами, а в форме ремонта.
После принятия правок отремонтировать машину по направлению страховщика станет еще и выгодно, так как у клиента не будет необходимости доплаты за износ или замену «старой» детали на новую. Страховщик полностью оплачивает все расходы за ремонт, тем самым возможность натурального урегулирования в ОСАГО становится очень привлекательной.
Перевод урегулирования в ОСАГО из денежной в «натуральную» форму кажется нам мудрым решением. Это позволяет свести на нет бизнес «автоюристов» и, следовательно, сокращать судебные расходы, которые «убивают» ОСАГО в целом ряде регионов. Значительная часть страховой премии направляется сейчас страховщиками на оплату судебных расходов, как правило, завышенных в разы. Это расходы на адвокатов, представителей в суде, услуги независимой и судебной экспертизы и т.п., и на оплату штрафов, то есть они идут в карманы «автоюристов» и других участников этого узаконенного «бизнеса», а не на возмещение ущерба потерпевшим.
Поправки Минфина предполагают, что станции техобслуживания, на которых будет ремонтироваться автомобиль, должны соответствовать некоторым параметрам. К таким критериям может быть отнесена в том числе и территориальная доступность ремонтной станции.
Нововведения подразумевают, что СТОА должна дать гарантию качественного ремонта. В случае, если клиент по каким-либо причинам не доволен качеством ремонта, он всегда может обратиться к страховщику, который в свою очередь поможет ему добиться бесплатного устранения всех дефектов, проследить за выполнением всех услуг. То есть новая схема урегулирования убытков в ОСАГО будет максимально удобна для страхователей. Отметим, что страховщики нередко выдают направления на ремонт по ОСАГО на те же станции, что и по каско, и претензий к ремонту у страхователей практически не бывает.