Страховщики будут обязаны раскрывать данные, позволяющие идентифицировать страхового агента или страхового брокера в качестве лица, с которым у них заключен договор об оказании страховых услуг (фамилия, имя, отчество или наименование страхового агента, страхового брокера, номер удостоверения или договора). Предполагается, что это поможет решить проблему мошенничества на рынке страховых посредников.
Помимо ведения реестров закон обязывает страховщиков ввести в агентские договоры положения об ответственности агента, запрещает заключать агентские договоры со штатными сотрудниками, устанавливает предел комиссионного вознаграждения по обязательным видам страхования в размере 10% и др.
Дальнейшее обсуждение поправок намечено на 13 декабря, после чего предложения будут доведены до сведения членов союза, сообщает ВСС.
Как вы прокомментируете идею создания реестра? В каких других мерах нуждается рынок?
Реестр агентов – удачная инициатива, рынку необходима прозрачность, чтобы очистить его от недобросовестных посредников.
В качестве дополнительной меры, было бы целесообразно организовать ведение базы выявленных недобросовестных агентов, чтобы страховые компании могли использовать эти данные при приеме на работу новых агентов.
Как вы прокомментируете идею создания реестра?
Создание реестра – это большой шаг в борьбе с мошенничеством: на рынке решится проблема присутствия лиц, якобы представляющих страховую компанию, а на деле продающих недействительные – похищенные или списанные, полисы. По крайней мере, страхователь будет иметь возможность перед тем, как приобрести полис, проверить, имеет ли агент какое-либо отношение к представляемой компании. Также преимуществом нововведения станет невозможность одновременного представления интересов страхователя и страховщика одним посредником. Сегодня данная практика довольно распространена, и уличить посредников в этом крайне сложно.
На мой взгляд, реестр нужно размещать как на сайте конкретной компании, так и на единой площадке страховщиков. Данные изменения будут на пользу страховому рынку только в том случае, если они будут не только на бумаге, поэтому новый регулятор должен особенно внимательно отнестись к вопросу контроля за соблюдением положений закона.
Как вы прокомментируете идею создания реестра?
С нашей точки зрения, наличие реестра страховых посредников в целом – разумное требование, и всем известно, что Россия не является передовиком по внедрению этого требования, в том числе на территории СНГ (например в Казахстане порядок регистрации агентов существует с 2010 года). В России соответствии с законом реестр должен вестись страховщиком, либо, по поручению страховщика – профессиональным объединением.
В настоящее время на территории России отсутствует единое профессиональное объединение страховщиков, да и сама по себе концепция единого представителя рынка до сих пор является предметом обсуждений. Поэтому говорить о массовом делегировании полномочий по созданию и ведению некоего единого реестра страховых посредников нам представляется преждевременным.
Опыт страховщиков жизни вряд ли может быть экстраполирован на рынок общего страхования (не-жизни) по нескольким причинам, в том числе в связи с тем, что страхование жизни по сути является узкоспециализированным, и количество игроков на этом рынке в разы меньше количества страховщиков с лицензиями на осуществление страхования по видам иным, чем страхование жизни. Количество посредников в связи с этим также несопоставимо.
Поэтому на настоящем этапе, вероятно, следует «протестировать» нововведение путем создания и ведения реестров самими страховщиками. Практика покажет, насколько этот инструмент эффективен и какими могут быть альтернативы (например в Германии реестр страховых посредников и вовсе ведется торгово-промышленной палатой).
На наш взгляд, спорной является и концепция ведения страховщиками реестра всех посредников: и агентов, и брокеров. По сути, происходит некое «задваивание», поскольку реестр брокеров ведется органом страхового надзора, деятельность страховых брокеров является лицензируемой, и вопросы, Связанные с качеством услуг данных страховых посредников, должны, с нашей точки зрения, решаться в режиме контроля со стороны надзорного органа.
Как вы прокомментируете идею создания реестра? Поможет ли это решить повысить профессиональный уровень рынка и решить проблему мошенничества?
По моему мнению, идея создания реестра, безусловно, правильная, мы её всецело поддерживаем. Хочу заметить, что это должно быть лишь первым шагом к дальнейшему наведению порядка в работе страховых посредников. Конечно, создание реестра не решит полностью проблему мошенничества, но, получив его, можно предпринимать дальнейшие меры по регулированию работы страховых посредников.
Какие другие меры предложила бы ваша компания, как участник рынка?
Для повышения транспарентности рынка предложили бы следующее. Во-первых, наладить контроль за выплатой комиссионных вознаграждений и их размером. Например, ввести отчетность по всем платежам между агентом и страховой компанией, сделав обязательную регистрацию специального счета для данных операций и предоставив доступ ЦБ для осуществления контроля. Причем, по моему мнению, касаться это должно всех посредников, как лицензированных брокеров, так и агентов, физических и юридических лиц. Следующее предложение – перейти к лицензированию или иной форме регулирования деятельности всех агентов, а не только брокеров. В-третьих, следует законодательно запретить получать вознаграждение не только выгодоприобретателям по договорам страхования, в основном это банки и лизинговые компании, как это предусмотрено вступающей в силу редакцией Закона, но и аффилированным с ними лицам, которые выступают агентами по таким договорам страхования. Считаю, что стоит ограничить комиссию 10% по всем видам страхования, которые продаются финансовыми институтами «в нагрузку» или в обеспечение собственных интересов (страхование предмета залога, жизни заемщика, ответственности заемщика и т.п.).