16 сентября будут рассмотрены финальные поправки к закону об ОСАГО, подготовленные Министерством финансов. Одно из ключевых изменений – разделение полисов ОСАГО на три вида, учитывая страховую сумму.
Согласно предложениям Минфина, полисы будут поделены на экономпакет, стандартный пакет и премиальный набор. Первый полис предлагает действующие лимиты возмещения – до 400 тысяч рублей за вред, нанесенный имуществу, и 500 тысяч рублей за вред, нанесенный здоровью, пишет «Ъ». Второй вид полиса предлагает лимиты до 1 млн рублей по каждому риску, а последний пакет – до 2 млн рублей. Последние два вида полисов будут реализовываться по повышенному тарифу.
Вдобавок, Минфин предлагает отказаться от коэффициента мощности в ОСАГО. Взамен ведомство предлагает ввести новый коэффициент нарушений ПДД (пересечение двойной сплошной, проезд на красный свет и пр.).
Поправки также предполагают замену денежной выплаты по полисам ремонтом автомобиля. В свою очередь, ведомство разработало требования к организациям, специализирующимся на ремонте автомобиля.
Как Вы оцениваете возможное разделение полисов ОСАГО в зависимости от страховой суммы?
С нашей точки зрения опубликованный проект требует дальнейшей проработки. В настоящее время мы не видим целесообразности внедрения «категорий» страховых сумм. Сейчас пока даже не в полной мере проявился эффект от увеличения лимита по жизни и здоровью. Также необходимо отметить, что страхование ответственности автовладельца с высокими лимитами очень сильно подвержено мошенничеству. У многих компаний убыточность по этому виду составляет более 200%, то есть это потребует очень существенного роста тарифа. Но со стороны конечного потребителя ОСАГО мы сейчас (в том числе благодаря СМИ) фиксируем претензии страхователей даже не в части недостатка лимита, а в размере средней премии.
Как Вы оцениваете возможное разделение полисов ОСАГО в зависимости от страховой суммы?
Введение увеличенных страховых сумм – логичное предложение, поскольку уже сейчас многие приобретают дополнительные полисы добровольного страхования для увеличения лимита ответственности сверх лимита по ОСАГО. Однако, видится правильным, чтобы у страховщика осталось право отказать в увеличении лимита сверх минимального уровня. Иначе, при отсутствии такого права увеличенный лимит может быть использован недобросовестными страхователями и автоюристами с целью обычного обогащения за счет страховщика.
Отказ от привязки тарифа к мощности автомобиля, тоже достаточно логичен, поскольку четкой корреляции между убыточностью по конкретному страхователю и мощностью автомобиля по статистике не прослеживается. Но, опять же, было бы лучше оставить возможность страховщику самостоятельно определять необходимость применения повышающего коэффициента в зависимости от мощности транспортного средства.
Инициативу по введению повышающих коэффициентов в зависимости от количества и качества нарушений ПДД, которые допускал страхователь, можно только приветствовать. Это было бы правильное решение, которое позволит стимулировать водителей к соблюдению ПДД при использовании автомобиля, а страховщику - более точно определять тариф.