По итогам I полугодия 2016 российские страховые компании собрали страховых премий на сумму 589.7 млрд рублей. Это на 14% больше, нежели было собрано годом ранее. Выплаты также выросли в 2016 году до 244.8 млрд рублей. Такие данные приводит Центробанк.
В апреле-июне 2016 года компании собрали страховых премий на 15% больше, нежели годом ранее – 289.4 млрд рублей. Драйверами рынка, как и прежде, стали сегменты ОСАГО и страхования жизни. В то же время сегмент автокаско продолжил падение, ходя темпы сокращения замедлились.
Во II квартале 2016 года общий объем выплат составил 127.8 млрд рублей. Драйвером выплат стал сегмент ОСАГО. Средняя выплата по обязательной автогражданке увеличилась на 34% (до 55.8 тысяч рублей), а годовой прирост по объему выплат составил 44.4%.
По Вашим данным, за счет чего удалось увеличить сборы в первом полугодии 2016 по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году?
В апреле 2015 года вступили в силу новые базовые ставки страховых тарифов по обязательному страхованию автогражданской ответственности, которые были увеличены примерно на 30%. В результате стоимость ОСАГО выросла за счет разницы в ценах в 1 кв 2016 по отношению к 1 кв 2015.
В дальнейшем роста сборов по ОСАГО не ожидается. По итогам 12 месяцев 2016 года рост премий по ОСАГО к 2015 году составит менее 10%.
По Вашим данным, за счет чего удалось увеличить сборы в первом полугодии 2016 по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году?
Отрасль страхования жизни остается самой динамично развивающейся на российском страховом рынке. Совокупный объем страховых премий российских страховщиков жизни по итогам первого полугодия 2016 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 79,1% и составил 104,72 миллиарда рублей. В 2016 году продолжает свое развитие тренд, ярко обозначившийся еще по итогам 2014 года - драйверами роста рынка являются долгосрочные продукты инвестиционного и накопительного страхования жизни.
В нынешних условиях можно выделить три ключевых фактора, определяющих положительную динамику рынка страхования жизни в России. Во-первых, во время экономического кризиса представители среднего класса переходят от потребительской модели поведения к сохранению и накоплению личного капитала. Во-вторых, вовлечение в продажи долгосрочного страхования жизни крупных розничных банков способствует ощутимому увеличению проникновения данных продуктов на российском рынке. В-третьих, государство осознает важность развития нашей отрасли, преследуя три основные цели. Первая – накопительное страхование жизни является своего рода лекарством от закредитованности населения. Вторая – стимулирование граждан самостоятельно заботиться о своей финансовой безопасности и материальном благополучии. Инструментом мотивации выступают налоговые вычеты по страхованию жизни – это дополнительная выгода при обращении к программам долгосрочного страхования. Третья – страховые резервы по страхованию жизни выступают источником «длинных» денег для национальной экономики. Отдельное внимание уделяется реализации политики по повышению финансовой грамотности граждан, что также должно способствовать увеличению проникновения продуктов по страхованию жизни. Чем больше человек знает о страховании жизни, тем более лояльно он относится к предложению данных страховых программ.
Банковским вкладчикам интересны программы инвестиционного страхования жизни как альтернативный инструмент надежных инвестиций с потенциально высоким доходом. Инвестиционное страхование жизни является особенно привлекательным для частных инвесторов в текущей экономической ситуации, когда российские биржевые индексы, по мнению экспертов, сохраняют потенциал для интенсивного роста. Следовательно, клиенты могут получить ощутимый доход от вложений в инвестиционное страхование жизни. Хорошим стимулом также выступает предоставление налоговых вычетов по договорам страхования жизни, заключенным на срок от 5 лет, что соответствует длительности действия многих программ инвестиционного страхования. Всё это способствует стремительному росту премий по инвестиционному страхованию жизни, что подтверждается как показателями отрасли, так и отдельных компаний. Важно, что наряду с инвестиционным развивается и накопительное страхование жизни – это хорошая предпосылка для продолжения качественного роста отрасли в ближайшие годы.
По Вашим данным, за счет чего удалось увеличить сборы в первом полугодии 2016 по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году?
За первое полугодие в целом рынок без ОМС вырос на 13,9%, при том, что в первом полугодии 2015 года прирост рынка составлял 2,1%. На позитивную динамику рынка в большей степени повлияли взрывной рост собранных премий в сегменте страхования жизни и тарифный фактор ОСАГО.
Рост рынка страхования жизни продолжает показывать бурный рост, при этом темп роста только увеличивается. Так по итогам первого полугодия 2016 года сборы по страхованию жизни на рынке РФ выросли на 66,5% при том, что в аналогичном периоде прошлого года прирост рынка был на уровне 12,5%. Причиной роста стало восстановление розничного кредитование и развитие инвестиционного страхования жизни в банковском канале.
Повышение базового тарифа ОСАГО с апреля 2015 года обеспечило рост рынка в первом полугодии 2016 года на 21,1%, однако начиная со второго квартала влияние данного фактора нивелируется (прирост в первом квартале был 35,4%, во втором квартале прирост составил 12,0%).
По Вашим данным, за счет чего удалось увеличить сборы в первом полугодии 2016 по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году?
В нашей компании наиболее заметный рост показывают страхование грузов (+75%), ДМС (+19%), имущества (+13%) и каско юрлиц (+24%), благодаря реализации нескольких крупных проектов и введению страхованию мигрантов. Также заметный рост показало ОСАГО (+22,6%), в первую очередь это следствие прошлогоднего повышения тарифов.
По Вашим данным, за счет чего удалось увеличить сборы в первом полугодии 2016 по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году?
Увеличение объемов собранных страховых премий по итогам 2 квартала 2016 года в сравнении с аналогичным периодом 2015 года по-прежнему обусловлено ростом сборов по страхованию жизни и уже в меньшей степени по ОСАГО, поскольку влияние тарифного фактора постепенно нивелируется. Увеличение объемов выплат в основном связано с ОСАГО, где средняя выплата растет от квартала к кварталу, и по нашим прогнозам, до конца года вырастет еще 5-7%.
Также сохраняются тенденции в части сокращения количества договоров по каско, при этом все больше договоров каско заключаются либо с применением франшизы, либо по урезанным продуктам каско, средняя страховая премия по которым ниже чем по классическому договору.
По Вашим данным, за счет чего удалось увеличить сборы в первом полугодии 2016 по сравнению с аналогичным периодом в 2015 году?
В отличие от большинства страховых компаний «Зетта Страхование» активно наращивает объемы и позиции по 2 ключевым видам - КАСКО и ИФЛ.
По страхованию имущества физических лиц мы выросли более чем на 50% и прочно закрепили в десятке лидеров по этом виду страхования. Общий рост рынка страхования ИФЛ показал более сдержанный рост - 14% к аналогичному период 2015 года.
Сумма сборов по КАСКО в компании выросла на 16% за первые шесть месяцев этого года (на фоне общего падения рынка на 7%). В численном выражении мы выросли на 21% (при снижении в целом по рынку на 12%).
Достигнутые компанией успехи объясняются рядом факторов. Во-первых, на фоне продолжающегося тренда по отказу клиентов от страхования КАСКО и сильного снижения реальных доходов населения, мы выстроили продуктовую линейку по принципу «не уйти без покупки». Например, полис по продукту КАСКО «Аккуратный водитель», покрывающий наиболее крупные риски, которые априори волнуют любого автовладельца (угон и/или тотальная гибель автомобиля), в нашей компании можно приобрести за 5 000 рублей. В то же время средняя премия на рынке КАСКО в первом полугодии 2016 года достигла уже 50 тыс. руб.!
Еще один существенный способ разумной экономии – это франшиза. У нас внедрен продукт «Динамическая франшиза», в рамках которого франшиза применяется только со второго страхового случая, а первый страховой случай урегулируется в полном объеме.
Во-вторых, на фоне сложившейся высокой убыточности в целом за последние годы по моторному страхованию ряд компаний, активно санируют свои портфели по КАСКО. Это и отказ от пролонгации полисов, и ограничение продаж в наиболее убыточных для себя регионах, а зачастую и существенные андеррайтинговые ограничения (отказ от страхования целых сегментов без разбора). В этих условиях большое число клиентов с хорошей страховой историей оказываются перед выбором новой страховой компании. Наша клиентооритентированная позиция позволяет нам, несмотря на общий спад на рынке КАСКО уверенно расти в противофазе с рынком.