Начиная с 2014 года, средний размер убытка по ОСАГО (без учета расходов на ведение дела) увеличился до 78% с 65%. По подсчетам специалистов АКРА, к I кварталу 2017 года индекс убыточности может вырасти до 94%, а комбинированный коэффициент убыточности (ККУ) – до 118%.
На фоне роста убыточности аналитики прогнозируют возможный рост тарифов ОСАГО. Главная причина роста коэффициента, по предположениям АКРА, - активность автоюристов, пишут «Ведомости». К этому аспекту можно также добавить рост цен на запчасти и ремонтные работы, спровоцированный ослаблением рубля, и повышение лимитов выплат по имуществу и жизни.
В АКРА добавляют, что сейчас ККУ по ОСАГО у многих страховых компаний варьируется от 101% до 112%. Аналитики добавляют, что при нынешних условиях страховщикам будет сложно компенсировать убытки по ОСАГО за счет продаж по другим видам страхования.
Является ли ОСАГО убыточным видом страхования на данном этапе? С чем это связано?
«ОСАГО всегда было больше социальным инструментом, направленным на нормализацию ситуации с дорожным движением и на защиту прав водителей, пострадавших в ДТП по чужой вине, чем источником прибыли для страховых компаний. Больше всего на убыточность данного вида страхования влияют растущие гигантскими темпами уже не первый квартал выплаты, в том числе с подачи так называемых автоюристов. Они вносят лишний вклад в дестабилизацию ситуации с убыточностью. Подсчеты и аналитика АКРА лишнее подтверждение тому».
Является ли ОСАГО убыточным видом страхования на данном этапе? С чем это связано?
Прогнозы аналитиков на 2017 год вполне реалистичны. Согласно данным ЦБ, уже по итогам 2015 года комбинированный коэффициент убыточности ОСАГО вырос до 101,7%. На рентабельность ОСАГО негативно сказывается рост мошенничества в сегменте с использованием разнообразных схем: от поддельных полисов и инсценировки аварий до оформления ДТП задним числом и повторного обращения за выплатой по тому же случаю. Огромное давление на убыточность оказывает деятельность недобросовестных автоюристов, обогащающихся на страховой отрасли. Наконец, новые риски мошенничества, к сожалению, привнесла система е-ОСАГО, о чем говорит массовая скупка е-полисов в «токсичных» регионах. На темпы роста выплат также влияют увеличенные лимиты ответственности страховщиков и повышение цен на запчасти в связи с девальвацией рубля. Дальнейшее развитие сегмента стоит в зависимости от оперативного решения проблем с ростом мошенничества в ОСАГО, а также своевременных тарифных изменений в связи с макроэкономическими реалиями. Либерализация тарифа – наиболее перспективный шаг развития ОСАГО, рыночные механизмы свободного ценообразования позволят сделать сегмент более эффективным.
Является ли ОСАГО убыточным видом страхования на данном этапе? С чем это связано?
Ослабление рубля и, как следствие, рост стоимости запчастей и расходных материалов, активность автоюристов, существенно увеличенные лимиты выплат – все это влияет на рост убыточности ОСАГО.
В перспективе, если не произойдет каких-то серьезных изменений, основные причины роста убыточности приведут к дальнейшему росту ККУ.
Одним из работающих решений сдерживания убыточности ОСАГО является развитие технологий, позволяющих снизить операционные расходы. Активное использование новых технологий автоматизации документооборота, обработки обращений и автоматизация прочих бизнес-процессов позволяет нашей компании частично компенсировать влияние быстрого роста убыточности.
Является ли ОСАГО убыточным видом страхования на данном этапе? С чем это связано?
Это не новость. ОСАГО убыточно для большинства участников страхового рынка. И, действительно, на повестке дня стоит вопрос о самом существовании этого важного и социально значимого вида страхования. Из ряда факторов, повлиявших на возникновение этой ситуации, главным является «автоюризм», явление, которое по сути уже стало синонимом мошенничества.
Посудите сами, в общем объёме выплат по ОСАГО, на откровенно мошеннические схемы, благодаря раздутым судебным расходам и штрафам, приходится до 30-40%.
Ради обогащения «автоюристы» всеми правдами и неправдами затягивают процесс выплат, делая всё возможное, чтобы не дать страховым компаниям осуществить урегулирование в отведенные сроки. Цель одна. Довести дело до суда, и, там, пользуясь сложившейся судебной практикой , по максимуму извлечь денежные средства из страховщика и обеспечить себе получение сверхприбыли.
Если мы не рассматриваем самый печальный вариант, а именно, полное свертывание ОСАГО, то единственно спасение - в переходе на свободное тарифообразование.
По сути это означает, что добропорядочные законопослушные граждане будут расплачиваться за деятельность различного рода страховых мошенников.
При этом, мы все-таки возлагаем определенные надежды на ряд нововведений, которые способны отчасти выправить ситуацию.
В частности, уже этим летом Госдума может принять поправку к закону об ОСАГО, которая обяжет потребителя предъявлять на осмотр страховой компании поврежденный автомобиль в рамках урегулирования страхового случая по ОСАГО. Поправкой более четко прописываются обязательства потерпевшего предоставлять именно страховой компании поврежденное транспортное средство на экспертизу, что лишит недобросовестных "автоюристов" возможности для заработка.
Также положительную роль может сыграть реализация предложения о переходе на "натуральную" форму возмещения - ремонт поврежденных ТС на СТОА. Этот способ возмещения также позволит снизить долю судебных расходов, т.к. не будет предмета спора: клиент получит отремонтированное ТС.