Решение ЦБ, позволяющее россиянам в течение пяти дней отказаться от навязанной при заключении договора страховки, вступило в силу 1 июня.
Написать заявление о расторжении можно, если за это время не наступил страховой случай. Страховая компания будет обязана вернуть деньги полностью. В случае если договор начал действовать, страховщик будет вправе удержать часть денег пропорционально количеству дней оказания этой услуги.
Согласно новым нормам, теперь можно будет отказаться практически от любых видов страхования (каско, страхование жизни, медстрахование и т. д.). Ранее законодательно также запрещалось навязывать страховку для оказания какой-либо услуги, но доказать, что она навязывалась клиенту, было сложно.
Данная инициатива прекрасно повлияет на весь страховой рынок, ведь повысится и качество страховой услуги, и уровень доверия к страхованию со стороны клиентов.
С учетом того, что «АльфаСтрахование» никогда не практиковала кросс-продажи каких-либо иных страховых продуктов или услуг как в дополнение к ОСАГО, так и по иным видам страхования, мы поддерживаем инициативу регулятора полностью.
Необходимо уточнить, что по сложившейся практике, например, в страховании имущества физических лиц, «АльфаСтрахование» очень давно предлагает своим клиентам собственный «период охлаждения» сроком до 16 дней. Как показывает опыт, этого времени, во-первых, достаточно для того, чтобы клиент смог обратиться в страховую компанию и расторгнуть договор, и он включает требуемые ЦБ 5 рабочих дней, во-вторых, позволяет нам выплатить страхователю оплаченную премию в полном размере.
Главной идеей внедрения этого закона стала защита прав потребителей. Эта норма безусловно защищает граждан от недобросовестных поставщиков страховых услуг. На самом деле на работе качественных и ответственных страховых компаний новое требование никак не скажется. Крупнейшие страховщики работают в строгом соответствии с законодательством. А самое главное - сами потребители все чаще выбирают добровольные вида страхования осознанно, понимая всю необходимость страховой защиты. Поэтому мы не ожидаем массовых расторжений договоров страхования.
Данное решение в полной мере соответствует общепринятой мировой практике, это правильный шаг навстречу клиенту, укрепляющий защиту прав граждан и повышающий доверие к рынку страхования в целом. Именно поэтому «Сбербанк страхование жизни» уже несколько лет использует понятие периода охлаждения в рамках своих продуктов, мы были пионерами по введению данной опции в договоры страхования, совершив этот шаг не в силу закона, а в силу нашего стремления к повышению клиентоориентированности наших услуг. Причем по самым массовым продуктам кредитного страхования жизни период охлаждения у нас составляет не 5 рабочих дней, как это требуется по закону, а 14 календарных дней. То есть у клиента всегда есть две недели с момента подписания договора на принятие решения об отказе от страхового полиса и возврате уплаченных средств в 100% размере.
Решение абсолютно верное. В правилах страхования многих страховщиков уже были заложены эти принципы. Мы в своей работе исходим из того, что клиент покупает полис не как навязанную и неизвестную услугу, а как инструмент качественной финансовой защиты, полностью сознавая реальность рисков.
РСА еще в прошлом году утвердил «период охлаждения» по полисам, продаваемым вместе с ОСАГО.
Тема навязывания была актуальна в высокоубыточных по ОСАГО регионах, как ответ страховщиков на катастрофические убытки. Но сейчас меры, предпринятые регулятором и РСА (в первую очередь, система взаимодействия между страховыми организациями по продаже полисов ОСАГО) позволяют решить это проблему.
Да, действительно, очень часто на практике страховые компании навязывают определенный комплекс услуг, в которых клиент не заинтересован. Как правило, к интересующему полису ОСАГО, страховые компании навязывали заключение договора на страхование жизни. Это желание вызвано продать больше, чтобы заработать соответственно.
Данным законопроектом введена административная ответственность за необоснованный отказ в заключении полиса ОСАГО или навязывании дополнительных услуг при его продаже. Это хорошо.
Однако, что касается доказывания совершения данных действий ничего не изменилось. Поэтому данную проблему не решить только введением штрафных санкций. Необходимо, чтобы надзорные органы это пресекали.
Будем надеяться, что введение высоких штрафов поспособствует улучшению ситуации. Возможность привлечения к ответственности и получение статистики работы, должно мотивировать надзорные органы к более активной работе в этом направлении. Также, высокая ответственность за это нарушение, будет работать как превентивная мера, с целью предотвращения совершения данного правонарушения.
Участившиеся случаи навязывания дополнительных страховых услуг требуют внимательного рассмотрения этого вопроса. Если это только желание страховых компаний получить дополнительную прибыль - это одно. Однако, если это вынужденная мера, которая необходима для сохранения стабильности этого вида деятельности, то нужно разобраться. В целом, навязывание услуг, является недопустимым. Таким образом, считаю, что предлагаемая норма своевременна и позволит получить ожидаемый эффект.
В целом мы положительно оцениваем введение "периода охлаждения".
Плюсов от этого нововведения несколько.
1. Это позволит снять бесконечные обвинения страховщиков в навязывании дополнительных услуг.
2. Страхователю поможет в разумный срок принять окончательное решение о том, может ли он самостоятельно возместить те финансовые потери, которые у него могут возникнуть при наступлении страхового случая, или ему требуется страховая защита.
3. Позволит решить проблему с судебными спорами по обозначенной теме. Значит, в свою очередь, на этом не смогут больше кормиться «автоюристы», которые используют эту тему для получения доходов в виде пени, оплаты представительских и др.услуг, которые по решению суда подлежат возмещению страховщиками.
Сложно оценивать, какое влияние это окажет на весь страховой рынок. Мне кажется, что минимальное, если вообще какое-то влияние будет. Дело в том, что масштаб этого явления был в принципе преувеличен, а благодаря жесткому контролю со стороны Центрального банка и других надзорных ведомств страховщики в последнее время стали уделять больше внимания тому, чтобы предложение дополнительной страховой услуги не было истолковано клиентом как «навязывание».
В отношении нашей компании количество обращений с жалобами о «навязывании» страховых полисов очень мало. В том числе среди них были и такие обращения, когда с даты заключения договора прошло более полугода, при этом обращались не сами страхователи, а их представители (т.е. те же «автоюристы»). Мы полагаем, что введение "периода охлаждения" позволит сократить количество таких жалоб.