Сумма инвестиций страховых компаний РФ в запуск проектов по развитию каско с телематическим устройством составляет порядка 300 миллионов рублей. Об этом сообщил старший вице-президент по развитию телематики компании Meta System Алексей Шипулин.
«В настоящее время количество активных телематических автомобильных устройств, использующихся для страховой телематики, в России составляет около 30 тысяч», - сказал Шипулин.
По его словам, рынок страховой телематики в РФ пока только формируется, его можно будет считать состоявшимся, когда количество новых подключений достигнет 100 тыс. в год.
Расскажите об особенностях рынка страховой телематики в РФ.
"Умное КАСКО"- это инновационный проект, позволяющий аккуратным водителям сэкономить на стоимости полиса. Для этого в автомобиль устанавливается телематическое устройство, отслеживающее манеру езды водителя и сообщающее ему обо всех нюансах движения ТС (скорость, резкое торможение и т.п.) в режиме реального времени.
Эксперты полагают, что с развитием IТ-технологий через несколько лет доля в данном сегменте страхования увеличится до 5 млн. человек. Очевидный плюс в том, что полис можно будет пролонгировать не выходя из дома, выбрав необходимый набор опций самостоятельно. Опять же, урегулирование убытков может занять гораздо меньше времени, так как страховщик в реальном времени сможет отследить все нюансы ДТП. Ну и самый очевидный плюс состоит в том, что автовладелец может сэкономить на стоимости полиса до 50%.
На сегодняшний день рынком предлагается следующая линейка страховых программ:
Первая – для клиентов, которые прямо сейчас готовы купить полис КАСКО. Клиент устанавливает на свой автомобиль телематическое устройство сроком на 6 месяцев, оплачивает первый взнос и после результатов скоринга получает оценку своей манеры вождения. Затем страховая компания принимает решение о страховом тарифе, основываясь на полученных данных.
Второй вариант – это клиенты, у которых вообще нет полиса КАСКО, либо, наоборот, есть действующий стандартный полис, но они хотят в будущем сэкономить. Такие клиенты устанавливают телематическое устройство на 3 месяца. По истечении этого срока клиент получает оценку своей манеры вождения и, в зависимости от этой оценки, решение страховой компании.
Принципиального отличия от обычных полисов практически нет, за исключением того, что клиент сам может индивидуализировать страховое покрытие. Страхователь может выбрать себе одно из ограничений – по территории, по пробегу, по времени эксплуатации автомобиля, по скорости. Если выбрать себе определенный набор ограничений, можно снизить стоимость полиса на 15-50%.
Очевидно, что плюсом является удешевление полиса, но и минусы тоже есть. Во-первых, нельзя определить, какой водитель находится за рулем - может, это опытный водитель с многолетним и безаварийным стажем. Во-вторых, срабатывает и психологический фактор: пока в автомобиле стоит "шпион", водитель будет себя всячески ограничивать и сдерживать, но, получив скидку, может и рискнуть на дороге.
«Умное страхование» является не просто способом привлечения клиентов, но и мотивацией автовладельцев к аккуратному вождению. Часть страхователей ограничивают установку телематического устройства на машины определенного возраста. Верхняя планка – 7 лет, но это ограничение относится только к конкретным моделям иномарок. В других компаниях телематика ставится исключительно на новые машины. Подобные ограничения напрямую связаны с уровнем износа техники: длительная эксплуатация снижает маневренность автомобиля, набор скорости, длину тормозного пути и другие показатели, которые анализирует телематическое устройство. Приборы для изучения стиля вождения автолюбителя совместимы со всеми марками автомобиля, поэтому здесь ограничений не существует. Каждая страховая компания определяет свой период эксплуатации телематики. В зависимости от срока использования прибора водителю предоставляется определенный процент скидки на КАСКО, но при этом увеличивается и риск повышения тарифа за небезопасное вождение. В разных компаниях максимальная скидка отличается и варьируется в пределах 20-50%. Если срок эксплуатации телематики небольшой – 1-3 месяца, то скидка предоставляется на текущий период или выплачивается страховая премия. Когда водитель ездит с телематическим устройством 6-12 месяцев, чаще всего, страховые компании устанавливают скидку уже на следующий период действия договора – полгода или год. Рынок «умного» автострахования сегодня набирает большую популярность среди автовладельцев. Возможность получить скидку на КАСКО есть у жителей только тех 24 крупных городов, которые участвовали при запуске программы. Однако за счет повышения уровня осведомленности граждан о преимуществах использования телематических устройств, в ближайшем будущем ожидается пополнение списка городов. После установки телематики на свой автомобиль, водитель обязан внимательно следить за стилем вождения. Существуют ограничения, превышение которых не будет рассматриваться компаниями как страховой случай. Например, максимальная скорость не должна превышать 110 км/ч, в момент ДТП – 60 км/ч, общий пробег за 3 месяца - не более 7000-7500 км. На момент запуска программы «умного» страхования в России возраст водителей, на которых она была рассчитана, составлял 25-35 лет, а их стаж вождения должен был составлять от 1 до 3 лет. Сейчас в программе могут участвовать все желающие автолюбители. Страховые компании предлагают молодым водителям стоимость полиса КАСКО выше, чем лицам, имеющим большой опыт вождения. В силу своей неопытности и вольного отношения к езде молодежь чаще попадает в аварии, тем самым подвергая риску убытков для страховой компании. Чтобы снизить тариф на КАСКО, молодые люди принимают предложения от страховых компаний на установку телематического устройства, при этом автомобиль может относиться к самой разной ценовой категории. Одно из важных преимуществ установки телематики на машину – это урегулирование страхового события без справок. На основании отчета телемтического устройства можно легко восстановить картину случившегося ДТП и рассчитать размер выплаты. Телематические устройства, как и приборы для навигации и другая электроника, тоже могут выйти из строя. Но на сегодняшний день все причины некорректной работы прибора связаны с его неправильной установкой или эксплуатацией. Случаев о передаче неправильных данных не было зафиксировано. Но со стороны дилера – тут немного все иначе. Телематика позволяет отслеживать пробег а/м, а некоторые устройства с более прогрессивной начинкой, помогут даже определить, с учетом езды, предполагаемый износ тормозных колодок (например) что, естественно, очень полезно для дилера, с целью вызова клиента на предстоящее ТО. Для страховых отделов дилерских предприятий – такие программы конечно же минус, потому как подобная программа уменьшает страховую премию по полису, что влечет за собой падение выручки и дохода.
По разным оценкам, в ближайшие 5 лет российский рынок страховой телематики войдет в активную стадию роста, а количество автомобилей, застрахованных в рамках «умного страхования», достигнет 3-5 млн. Еще несколько лет назад продукты с телематикой были востребованы среди клиентов корпоративного сектора, которым было важно получить дополнительные возможности для сбора и анализа информации об условиях эксплуатации ТС и действиях водителей. Сегодня мы видим активный интерес к таким продуктам уже у физических лиц. Следуя этой тенденции, в 2014 году «Ингосстрах» запустил собственную разработку на основе телематики «Обратная связь», сегодня по этой программе заключено более 1 тыс. договоров, что является хорошим показателем для не самой простой страховой программы. Общее количество подписанных полисов в рамках «умного страхования» достигает в компании 10 тыс.
Оценивая потенциальные драйверы рынка, можно выделить влияние экономического кризиса, стимулирующего клиентов экономить на КАСКО, но при этом таким образом, чтобы это не сказывалось на качестве страховой защиты. Второй фактор – постепенное формирование более осознанного отношения к страхованию среди потребителей, желание разобраться в сути страховых услуг и продуктах, не просто купить полис, а грамотно подойти к выбору, погрузившись в тему. Наконец, для самих страховщиков телематика – это потенциал для выхода страховой отрасли на принципиально иной уровень скоринга. Технология позволяет получить подробную информацию об особенностях поведения водителей на дороге, на основе чего можно более четко сегментировать страхователей по категориям, устанавливать индивидуальные тарифы, разрабатывать системы поощрений для безаварийных клиентов, тем самым регулируя уровень убыточности. В частности, это хороший инструмент для более грамотного принятия рисков по КАСКО в сегменте молодых, неопытных, а значит априори высокорисковых и потенциально убыточных для страховщика водителей.
За год страховые тарифы по каско сильно выросли у всех страховщиков. Отныне страховые компании не готовы снижать тарифы с ущербом для своей убыточности. Однако, по мнению большинства экспертов основным методом привлечения клиентов все равно остается снижение тарифа. Поэтому все чаще стали появляться и предлагаться продукты каско, с ограниченным покрытием рисков (на один страховой случай, только хищение или полная гибель автомобиля, франшиза) и продукты «умного каско», с использованием телематических устройств.
Все эти продукты позволяют снизить затраты на каско для страхователя и одновременно уменьшить или, как минимум, не увеличить убыточность портфеля страховщика.
Если продукты, например, с франшизой уменьшают стоимость полиса каско для клиента, и также уменьшают возможную выплату для страховщика, то есть очевидна выгода для страховой компании, то с продуктами «умного каско с телематикой» все немного сложней.
Сдерживающим фактором развития каско с телематикой, по моему мнению, является стоимость установки и использования устройств, которая составляет порядка 10-15% от стоимости полиса . Использование водителем телематического устройства может позволить в будущем страховой компании понять, насколько он убыточен или напротив финансово привлекателен, и исходя из этого, предложить соответствующую скидку. Таким образом, каско с телематикой позволит уйти от принципа «хороший водитель платит за плохого» и прийти к принципу «плати как едешь». Но все это в будущем, а клиента нужно заинтересовать установкой сейчас. Нужно либо заплатить за страхователя эти 10-15% от стоимости полиса, или на стадии заключения договора каско предложить страхователю за свой счет установить устройство и предоставить скидку по каско. Это своего рода инвестиция в будущее, которую пока не все компании могут себе позволить, либо не хотят. И, тем не менее, продвижение продуктов каско с телематикой набирает обороты и рано или поздно, особенно при наличии какого-то успешного примера, все больше компаний будут предлагать такие продукты, чтобы быть конкурентными на рынке страхования.
Страхование с использованием телематики – по сути не рынок устройств, а рынок данных и новый подход к тарификации, позволяющий реализовать принцип «плати, как ездишь», и предлагать аккуратным водителям более справедливые тарифы на основе стиля вождения. Сдерживают развитие телематики на данный момент относительно высокая стоимость установки системы, но в ближайшем будущем автомобили будут оснащаться телематическими устройствами штатно, что ускорит развитие этого сегмента страхования.
В Либерти Страхование проект Смарт КАСКО был запущен в начале 2015 года в Москве и Санкт-Петербурге. На сегодняшний день доля договоров с телематикой в канале прямого страхования, где мы его предлагаем, уже достигла 20%, и это полностью соответствует нашим ожиданиям и экономическим расчетам. Хочу отметить, что мы получаем положительные комментарии от людей, которые, приняв участие в пилотном проекте, впоследствии стали нашими постоянными клиентами. Более того, уровень знаний потребителей о продукте с телематикой за последний год существенно повысился. Все наши наблюдения за развитием продукта и спросом на него дают основания рассчитывать на сохранение и увеличение доли рынка.
Развитие технологий позволяет сочетать телематику с противоугонными устройствами, а также использовать смартфон в качестве датчика данных. Использование КАСКО с телематикой имеет даже образовательное и социальное значение. Благодаря этому продукту клиенты получают непредвзятую оценку своих водительских навыков, хотя бы по небольшому числу объективных показателей. Сравнивая свои данные со среднестатистическими, человек обращает внимание на позитивные и негативные моменты, связанные с управлением автомобиля. Через мобильное приложение участник мониторинга ежедневно получает обратную связь по основным параметрам, видит, как те или иные действия повлияли на общий балл, и оценивает безопасность своих действий. На основании этих данных можно скорректировать стиль своего вождения, отказаться от некоторых опасных маневров и улучшить итоговый результат, а значит, не только получить большую итоговую скидку, но и повысить безопасность поездки.