В 2015 году так называемые «автоюристы» вывели со страхового рынка около 10 млрд рублей, сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Увеличение выплат страховых компаний через суд привело к сворачиванию деятельности страховщиков в ряде регионов, где полисы ОСАГО в итоге стали недоступны. Страховщики считают, что деятельность «автоюристов» является главной проблемой рынка автострахования, и намерены 26 мая поднять этот вопрос на уровне ЦБ и Верховного суда.
РСА подготовил план мер по борьбе с деятельностью «автоюристов». Так, страховщики просят Верховный суд выпустить разъяснения для судов по наиболее популярным схемам, используемым «автоюристами». «РСА просит Верховный суд дать разъяснения о том, что суды должны назначать экспертизу с представлением страховщику ОСАГО поврежденной машины», - говорится в письме РСА, направленном в ВС. При оценке ущерба предлагается руководствоваться единой методикой и ценовыми справочниками, разработанными союзом, а также в обязательном порядке предъявлять поврежденное транспортное средство для осмотра.
В письме РСА приводится пример работы «автоюристов». Последние перехватывают потерпевших после ДТП и на месте заключают с ними договор или оформляют доверенность. На месте происходит выплата клиенту части средств, после чего ему уже нет надобности обращаться к страховщику ОСАГО напрямую. Затем страховщику направляется досудебная претензия, а поврежденный автомобиль на осмотр не предоставляется.
По словам страховщиков, «автоюристы» заинтересованы рассмотреть дело именно в суде, минуя страховую компанию. В результате страховщик не может определить размер ущерба. «Итог - штрафы, пени, завышенный размер ущерба идут не в пользу потерпевшего, а в пользу «автоюриста», что можно классифицировать как злоупотребление правом», - говорится в письме.
Как вы прокомментируете данную проблему и пути ее решения?
С каждым годом автоюристы выигрывают в суде все большее количество дел, связанных с автогражданкой. В связи с этим страховые компании сталкиваются с многомиллиардными убытками из-за полученного финансового ущерба от проигранных судебных разбирательств. Проблема состоит в том, что итоговые судебные выплаты страховых компаний превышают размер компенсации, и большая часть денег идет не в пользу потерпевшего, а на оплату услуг автоюриста. На мой взгляд, решением данной проблемы может стать единый установленный справочник штрафных санкций, основанный на наиболее популярных судебных делах, глубокий анализ повреждений автомобиля, а так же максимально прозрачная и понятная единая методика расчета ремонтных работ, с установленными нормативами ценообразования на закупку з/ч.
Действительно, у страховщиков есть предложения по практике работы судов в рассмотрении дел по ОСАГО. Решение этих проблем находится, в том числе, в компетенции Верховного суда. К таким неоднозначным моментам, с которыми страховщики не могут согласиться, в частности, относятся неединичные случаи игнорирования при судебном разбирательстве по ОСАГО Единой методики расчета, нарушение претензионного порядка, почтовые убытки без вложения оригиналов и непредоставление ТС на осмотр страховщику.
Проблема автоюристов актуальна не первый год, деятельность таких юридических контор оборачивается дополнительными убытками, причем под ударом находятся не только страховые компании, но и сами страхователи. Если первые вынуждены платить по решению суда завышенные суммы возмещений, то вторые, переуступив автоюристам права требования по своему страховому случаю, получают малую часть страхового возмещения, плюс обязательства по уплате налога с той суммы, которую автоюристы компенсируют через суд. Суды, со своей стороны, также испытывают проблемы с количеством дел по ОСАГО от автоюристов, которое волнообразно растет. Изменения в законодательство по ОСАГО и введение процедуры досудебного урегулирования споров было призвано снизить активность автоюристов и дать возможность страховым компаниям, как минимум, узнавать о том, что с их клиентом произошел страховой случай, до того, как дело передано в суд. Однако пяти дней, отведенных на эту процедуру, явно не достаточно, «автоюристы» изобрели десятки способов обойти этот срок и помешать страховой компании принять решение по существу. Деятельность автоюристов приобрела огромные масштабы, особенно активны такие организации в регионах, поскольку уровень страховой грамотности людей там традиционно ниже, чем в крупных городах. Чтобы взять ситуацию под контроль, необходимы совместные действия страховщиков, отраслевых союзов, законодателей и органов правопорядка. Также необходимо скорректировать судебную практику, чтобы исключить злоупотребления со стороны автоюристов, которые, прикрываясь отстаиванием прав граждан, на практике зарабатывают сверхприбыли на страховых компаниях и скрывают от клиентов истинное положение дел.