Страховые компании обяжут идентифицировать клиентов


Банк России обнародовал проект указания о введении требования по обязательной идентификации клиентов некредитных организаций. Документ находится на публичном обсуждении и нуждается в согласовании с Росфинмониторингом.

Проект указания аналогичен требованиям, выдвигаемым банкам. Он предполагает необходимость для НФО идентифицировать физическое или юридическое лицо до приема на обслуживание или при проведении разовой операции. Компании будут обязаны делать оценку риска клиента, независимо от типа проводимой операции.

В пояснительной записке регулятор указывает на то, что документ направлен на противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма. Указание вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Савченко Ольга (Руководитель отдела нормативно-правового соответствия и финансового мониторинга Либерти Страхование )

Как Вы оцениваете проект указания ЦБ по идентификации клиентов?

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» страховые организации обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца и своевременно обновлять информацию в целях идентификации. Во исполнение данного требования Банк России еще в декабре 2014 г. утвердил «Положение об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» №444-П, вступившее в силу 01.03.2015 г. Таким образом, страховщики уже с 2015 г. обязаны исполнять требования по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в рамках вышеуказанного Положения № 444-П.

Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 12 декабря 2014 года № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусматривает объединение подхода Банка России в правовом регулировании кредитных и некредитных финансовых организаций в части соблюдения требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). Таким образом, в случае утверждения Указания страховщики будут обязаны с такой же степенью тщательности и серьёзности проводить процедуру идентификации в отношении своих клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, как это сейчас делают кредитные организации. Указанный подход Банка России в значительной мере повышает объем затрат страховых компаний в части реализации требований ПОД/ФТ, поскольку создает необходимость расширить штат сотрудников, ответственных за реализацию требований ПОД/ФТ, существенно увеличивает документооборот, требует доработок корпоративных информационных систем и пересмотра бизнес-процессов. Несмотря на то, что проект Указания содержит большой объем дополнений и уточнений в действующее Положение № 444-П, многие вопросы в части реализации программы идентификации все еще остаются не раскрытыми.

Штанько Евгений (Первый заместитель руководителя дирекции информационных технологий СК «МАКС» )

Как Вы оцениваете проект указания ЦБ по идентификации клиентов?

Безусловно, данное Указание даст дополнительную нагрузку на бизнес и потребует доработки корпоративной системы компании.

Удивляет малый срок вступления в силу этого Указания - так как потребуется встроить данную процедуру в бизнес-процессы компании, начиная с заключения договора и, кончая урегулированием убытков. То, что подобная практика уже имеется в банках, не говорит о том, что ее можно автоматически перенести на страховщиков, все-таки специфика бизнеса другая. В целом хотелось бы иметь больше времени на проработку документа и его практическую реализацию.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также