Российские страховщики в 2015 году увеличили сбор премий на 3,3%, превысив уровень в 1 триллион рублей. Выплаты выросли на 7,1%, до 509,2 миллиарда рублей, следует из данных Банка России.
В основе роста объема премий лежит динамика рынка ОСАГО. Без учета повышения тарифов по ОСАГО номинальный рост рынка оказался бы отрицательным – на фоне снижения инвестиционной активности и ухудшения потребительских настроений.
«Несмотря на сохраняющийся рост рынка, в прошедшем году наблюдалось снижение уровня проникновения страховых услуг. Количество договоров в добровольных видах страхования сократилось на 11,4%, в обязательных – на 7,7%», — говорится в сообщении регулятора.
Активы страховщиков выросли за 2015 год на 5% и превысили 1,6 триллиона рублей, доля активов к ВВП осталась на уровне в 2%. Совокупный капитал страховщиков увеличился за год на 1,3%, достигнув уровня в 395,1 миллиард рублей; чистая прибыль составила 91,7 миллиарда рублей против 50,7 миллиарда рублей в 2014 году.
Как вы прокомментируете основные показатели страхового рынка за 2015 год?
Динамика страхового рынка в целом отражает положение дел в экономике. В 2015 году рынок в целом рос в основном за счет ОСАГО – тарифы изменились в апреле 2015 года, что повлияло на рост сборов.
Вместе с тем, по моему мнению, развиваться рынок может не только за счет обязательных видов – при правильном подходе и организации страхового дела можно наращивать сборы по другим имущественным и личным видам. Так, в прошлом году в нашей компании основным драйвером стали продажи КАСКО: доля этого продукта в общем портфеле составила порядка 46%. И хочу отметить, что эта тенденция сохраняется и в перспективе текущего года. Накопленный Либерти Страхование опыт работы в сегменте автострахования, низкая убыточность, взвешенная тарифная политика позволяют нам наращивать присутствие на этом рынке. Также мы приросли на 22% в сегменте страхования выезжающих за рубеж, во многом благодаря развитию онлайн-продаж.
Ключевым драйвером роста в части страховых выплат в 2015 году стали инфляция и рост курса валюты (здесь речь прежде всего идет о возросшей стоимости импортных запчастей для автомобилей и медицинской инфляции). Также следует отметить характерную для кризисного времени повышенную убыточность в ДМС, обусловленную резким ростом обращаемости застрахованных. При этом страховые премии могли повышаться лишь частично. В целом, страховые тарифы снизились. Многие страховщики оказались под давлением в виду жесткой конкуренции в условиях кризиса. И в нынешней непростой ситуации клиентам особенно важно как можно более тщательно подходить к выбору поставщика страховых услуг, который должен быть стабильным и благонадежным. Ряд страховщиков покинули рынок, поскольку Центробанк отозвал у них лицензии, посчитав их недостаточно стабильными игроками. Данная политика ЦБ имеет очень положительный эффект и укрепляет рынок. Очистка и концентрация рынка наилучшим образом скажется на клиентах, ведь своими действиями ЦБ борется против ненадежных страховщиков.
Ухудшаясь количественно, показатели российского страхового рынка по ряду ключевых позиций улучшились качественно.
В качестве иллюстрации данного тезиса:
- страхование сельхозстрахования с господдержкой сократилось в три раза, с 14,6 млрд руб. в 2014 до 6,5 млрд руб. в 2015 г. Основная причина – отзыв лицензий у псевдостраховщиков, занимавшихся под видом страхования выведением госсредств на поддержку сельхозпроизводителей. Сократились сборы? Да. Выиграл от этого рынок? Безусловно.
- страхование строительно-монтажных рисков (СМР) сократилось на 27%, с, примерно, 40 млрд руб. до 29 млрд руб. Помимо общего снижения инвестиционной активности, выражающейся и в строительстве инфраструктурных объектов, жилой, коммерческой и промышленной недвижимости, на рынок повлиял специфический фактор. Из сводных строительных смет госкомпаний был убран 1% расходов на СМР. Стройки продолжают страховаться, но не подрядчиками, а застройщиками, по кратно более низким, рыночным, тарифам. Это, безусловно, оздоравливает рынок.
- сокращение сборов по страхованию от несчастного случая с 95,5 млрд руб. до 80,8 млрд руб. вызвано снижением розничной кредитной активности в части потребительских и автомобильных кредитов, а также, отчасти, ипотеки. В потребительских кредитах страхование от несчастного случая зачастую выполняло не страховую функцию, а являлось скрытой формой повышения ставки по кредиту. Уход с рынка этих объемов бизнеса не может восприниматься как снижение объемов покрытия реальных рисков.