Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект, повышающий требования к страховым организациям в целях защиты прав потребителей страховых услуг.
В частности, предусматривается увеличение минимального размера уставного капитала страховщика со 120 до 300 миллионов рублей, а для тех, кто занимается перестрахованием, — с 480 до 600 миллионов рублей. Использовать в своем наименовании слова «страхование», «перестрахование», «взаимное страхование», либо «страховой брокер», а также производные от таких слов и словосочетаний смогут лишь лица, получившие соответствующую лицензию в области страхового дела.
Страховым компаниям, запрещается заниматься иной предпринимательской деятельностью, не связанной со страховым делом, за исключением направленной на обеспечение страховой деятельности. Этот запрет не распространяются также на продажу имущества, приобретенного страховыми организациями для обеспечения своей деятельности.
Законопроектом вносятся изменения, направленные на совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела, в том числе касающиеся внедрения процедуры оценки соискателя лицензии путем анализа планируемых им бизнес-процессов и процедуры регистрации юридического лица через Банк России одновременно с получением лицензии на осуществление страховой деятельности.
При наличии действующей саморегулируемой организации в сфере страхового дела документы будут направляться в ЦБ через такую СРО с приложением ее ходатайства о госрегистрации юрлица и выдаче лицензии.
После принятия регулятором решения о госрегистрации и выдаче лицензии в ФНС России будет направляться информация для включения страховой организации в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В течение месяца после получения статуса юрлица учредители страховой организации обязаны произвести оплату 100% объявленного уставного капитала этой организации.
В целом ужесточение выглядит разумным и все более приближает регулирование страховой отрасли к регулированию банковской отрасли.
Несколько моментов, детали которых вызывают интерес:
1. Запрет на предпринимательскую деятельность надо рассматривать вместе с правилами размещения страховых резервов, чтобы провести грань между инвестированием и предпринимательством.
2. Описание бизнес-процессов перед лицензированием требует отдельного положения, как в случае с банками, чтобы не получилась ситуация невозможности описать процессы так, чтобы удовлетворить регулятора.
3. Два потока регистрации (с учетом СРО и без учета) немного настораживают. Все-таки лучше и прозрачнее, когда поток один.
Введение дополнительных требований для соискателей лицензии на осуществление страховой деятельности является правильной мерой, направленной на повышение стабильности и устойчивости страхового рынка. При этом не следует смешивать процедуру государственной регистрации юридического лица и процедуру получения лицензии и вводить дополнительные требования для регистрации юридического лица.
Увеличение уставного капитала для страхового рынка является также положительной мерой, при условии, что страховщики получат достаточно времени для его увеличения. Кроме этого, впервые в страховое законодательство включена формулировка о специальной правоспособности страховщика, таким образом, пробел, имеющийся в настоящее время в законодательстве, будет устранен.
Однако также необходимо учитывать, что законодатель при внесении изменений, направленных на защиту потребителей, не должен забывать и о правах страховых организаций. Необходимо соблюсти баланс при котором защита прав потребителей негативным образом не отразится на правах страховых компаний и в конечном итоге не повлияет на увеличение стоимости страховой услуги и на рынке в целом.
Ужесточение требований к страховым организациям вписывается в логику оздоровления и очистки регулятором рынка страхования. Активный процесс регулирования страхового рынка начался после кризиса 2008 года и, на самом деле, продолжается до сих пор. Несмотря на некоторые неудобства, которые могут испытывать страховые организации в связи с этим, сам процесс в целом воспринимается нами положительно. Увеличение минимального размера уставного капитала страховщика более чем в 2 раза и усложнение процесса получения лицензии означает то, что регулятор не собирается пускать на рынок потенциально ненадежные компании. Проблема компаний-однодневок или малых предприятий, которые объявили себя банкротами в период кризиса 2008 года, стояла особенно остро. Сегодня регулятор стремиться повысить надежность и стабильность рынка, в чем, в конечном итоге, заинтересованы как страховщики, так и их клиенты.