Отказ от предоставления информации по договорам ОСАГО и каско (или неполное/несвоевременное предоставление) в РСА грозит страховым компаниям штрафом от 500 до 700 тысяч рублей. Необоснованный отказ клиенту в заключении договора, а также навязывание дополнительных услуг при заключении договора повышает штраф до 3-4 млн рублей. Несвоевременное рассмотрение заявки на выплату или занижение суммы выплаты обойдется страховщикам в 1-2 млн рублей штрафа.
Такие цифры указаны в проекте поправок в Кодекс об административных нарушениях, который поддержало правительство.
Участники рынка оказались в смятении. Так, представитель «Зетта Страхования» посетовал «Ведомостям» на то, что предполагаемые штрафы не соразмерны нарушениям. Другие страховщики полагают, что введение штрафов спровоцирует увеличение тарифов для клиентов, чтобы покрыть возможные риски. Вдобавок, дополнительная финансовая ответственность может привести к росту страхового мошенничества.
Тем временем, в Ассоциации защиты страхователей считают введение миллионных штрафов ответной реакцией на нарушения прав автовладельцев, которые сталкиваются с задержками или отказами в выплатах.
Как Вы оцениваете проект поправок в КоАП, предусматривающий миллионные штрафы для страховых компаний?
— Для ответа на вопрос необходимо понять характер предлагаемых санкций: будет ли это отдельная санкция наряду с текущими мерами ответственности, предусмотренными ФЗ-40 и ГК РФ, либо это замена санкций предусмотренных ФЗ-40 и ГК РФ.
Я полагаю, что действующим законодательством, в частности, касающимся ОСАГО, достаточно конкретно прописан порядок урегулирования убытков. Все права и обязанности участников правоотношений прописаны в правилах страхования и условиях договора страхования, и при их соблюдении со стороны страхователя (выгодоприобретателя) риск невыполнения страховщиком взятых на себя обязательств по выплате страхового возмещения минимален.
Кроме того, как я уже обозначал выше, ответственность страховщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору страхования прописана в ФЗ-40 и ГК РФ. При этом, в частности для ОСАГО, эта ответственность уже достаточно сурова.
Как показывает практика, страхование имущественных рисков в РФ зачастую носит характер дополнительного источника дохода для страхователя, а не реальную защиту его имущественных интересов. Все чаще страхователи (выгодоприобретатели) любым доступным способом препятствуют установленному законом или условиями договора порядку урегулирования убытков, чтобы получить дополнительный доход. Страховщики, ставящие перед собой цель предоставлять доступную и качественную страховую защиту, становятся заложниками злоупотребления правом со стороны страхователей (выгодоприобретателей). Таким образом, без внесения дополнительных уточнений в положения ФЗ-40 о порядке урегулирования убытка и определения размеров расходов на восстановительный ремонт, изменений в ГК РФ и судебной практики, введение дополнительной меры ответственности негативно скажется на развитии страхования в РФ в целом.
Как Вы оцениваете проект поправок в КоАП, предусматривающий миллионные штрафы для страховых компаний?
С нашей точки зрения, эта инициатива тенденциозна и необоснованна. В ситуации, когда количество фальшивых полисов ОСАГО растет, а суды игнорируют сам факт наличия фальшивого полиса и заставляют страховщиков платить за фальшивки, ужесточение КоАП, которое еще больше увеличит убыток страховщиков, логически обосновать невозможно. На первый взгляд, подобную инициативу можно оценить как слабо проработанную и популистскую.
Как Вы оцениваете проект поправок в КоАП, предусматривающий миллионные штрафы для страховых компаний?
— Такие штрафы приведут к уходу страховых компаний с рынка ОСАГО.