Российский союз автостраховщиков (РСА) обратился в ЦБ РФ с предложением рассмотреть возможность внесения изменений в указание регулятора по тарифам и коэффициентам ОСАГО.
В частности, страховщики хотят реформировать один из ключевых коэффициентов системы ОСАГО - коэффициент «бонус-малус» (КБМ), а именно - отвязать его от факта владения транспортным средством.
Сейчас КБМ привязан к водителю и его транспортному средству. В итоге у одного автомобилиста может быть несколько КБМ в зависимости от его включения в список допущенных к управлению авто по разным полисам. РСА предлагает отвязать КБМ физлиц от факта владения транспортным средством и ввести единый для каждого водителя коэффициент аварийности сроком на год.
Другое предложение касается порядка расчета значения КБМ - ежегодно для каждого водителя его будет производить РСА, а не страховые компании. По статистике РСА, из-за нынешней системы КБМ примерно 20% автовладельцев теряют накопленные бонусы и около 5% недополучают «заслуженные» за аварии надбавки.
Изменение системы КБМ уже давно напрашивается в виду непрозрачности его определения для автовладельцев. Предлагаемый алгоритм предполагает установление КБМ на весь календарный год по собственнику или водителю. Это позволит исключить путаницу и неоднозначность в определении КБМ по разным полисам ОСАГО одного и того же субъекта.
Предложение РСА логично. КБМ должен точно отражать аварийность конкретного водителя. Система КБМ нуждается в улучшениях. Например, сейчас, если водитель-виновник совершил ДТП, и при этом управлял автомобилем с полисом ОСАГО на условии «мультидрайв», повышающий коэффициент на следующий год получит не он, а собственник ТС.
Предложение хорошее, так как отражает суть страхового продукта, который называется страхование гражданской ответственности. Страхуется ответственность человека, а не автомобиля. Привязка к автомобилю была удобна при запуске продукта в силу простоты. Массовость ОСАГО и опыт применения требуют не только справедливости, но и более точного определения стоимости риска, который, в первую очередь, связан с человеком.
В текущих экономических условиях, стимулирующих граждан к экономному расходованию собственных средств, автовладельцы все больше задумываются о сохранении хорошей страховой истории, позволяющей получить пониженные коэффициенты при расчете тарифа. Поэтому реформирование системы КБМ с целью сделать ее максимально прозрачной и исключить ошибки при тарификации на новый договорной период является важной задачей. ОСАГО все больше становится продуктом для клиента, претендующим на то, чтобы впоследствии полностью заменить КАСКО для аккуратных водителей. Вместе с тем реформа позволит защитить страховщиков от злоупотреблений клиентов по части КБМ, что также является важной составляющей инициативы РСА.
Настоящая реформа КБМ направлена на устранение возможных ошибок при определении КБМ по водителям, которые вписаны более чем в один полис ОСАГО и по которым зачастую разные страховщики могут выдать разный КБМ из-за недостаточности данных. В свою очередь единый подход к определению КБМ, который будет определяться одним источником (РСА), должен свести к минимуму жалобы страхователей на неверно определенный КБМ.
Я согласен с данным предложением. Оно обоснованно и логично с точки зрения математики. Это нововведение должно способствовать улучшению положения водителей.