ЦБ обяжет страховщиков ввести три линии внутренней защиты

2 марта 2016 г. Страхование 2 3772 Иван Тихонов

Центробанк разработал «Концепцию системы внутреннего контроля страховых организаций». Согласно документу, все страховые компании обязаны внедрить в работу определенные системы контроля, о качестве работы которых они должны будут отчитываться перед регулятором.

Концепция основывается на трех «линиях защиты». Ответственность за работоспособность первой линии будет возложена на владельцев рисков; вторая линия будет обеспечиваться контрольными функциями, а третья – внутренним аудитом (выполнять функции должны должностные лица).

В документе выделено четыре контрольные функции, согласно которым должны формироваться специальные органы страховой компании. К ним относится: внутренний аудит, актуарная функция, управление рисками и комплаенс.

Кроме всего, для организации системы внутреннего контроля страховщикам понадобится разработать пакет документов: кадровую политику, кодекс поведения, правила внутреннего контроля по противодействию мошенничеству, программу управления рисками и информационной безопасности.

ЦБ напоминает, что пока изложенные требования носят рекомендательный характер. После внесения нововведений в законодательство требования станут обязательными.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Белоусова Екатерина (Менеджер по внутреннему аудиту компании AIG в России )

По Вашему мнению, нужно ли ужесточать систему внутреннего контроля страховых компаний? Повлечет ли внедрение нововведений дополнительные траты?

Планируемые изменения приблизят стандарты организации контрольной среды и управления рисками к международной практике. Концепция системы внутреннего контроля конкретизирует ряд аспектов, которые в настоящее время никак не регламентируются, а потому могут оставаться без должного внимания при обеспечении соответствия минимальным требованиям. При этом документ не слишком ограничивает страховщиков в методах и инструментах, позволяя применять наиболее подходящие с точки зрения конкретных страховщиков подходы.

Приведет ли это к повышению внимания к системам внутреннего контроля со стороны органов управления страховщиков и к улучшению качества систем в интересах широкого круга заинтересованных лиц, зависит от добросовестности и квалифицированности вовлеченных лиц.

Безусловно, нововведение потребует затрат на приведение в соответствие с новыми требованиями. Размер затрат будет зависеть от текущей организации процессов, наличия функций управления рисками и комплаенс. Разработка внутренней документации и налаживание взаимодействия между контрольными функциями и органами управления страховщика также потребует трудозатрат.

фон Гляйх Александр (Заместитель Генерального директора, директор по продажам и член Правления СК «Альянс и СК Альянс Жизнь»)

По Вашему мнению, нужно ли ужесточать систему внутреннего контроля страховых компаний? Повлечет ли внедрение нововведений дополнительные траты?

Думаю, что без изучения самого проекта изменений трудно дать однозначный ответ о необходимости «ужесточения» системы внутреннего контроля страховой компании. Однако уже сейчас очевидно, что финансовые затраты страховщика отразятся на конечном потребителе финансовой услуги. Исходя из того, что известно об инициативе ЦБ РФ, речь, скорее, идет не об ужесточении системы внутреннего контроля, а о ее упорядочивании и определенном структурировании в рамках неких минимальных стандартов, которые предложит регулятор. Это поможет сделать ее более прозрачной и эффективной, а также приведет к унификации регулирования в отношении страховых организаций и банковских структур.

В российских страховых компаниях контрольные функции присутствуют как таковые. Однако, организационная структура компаний и распределение контрольных функций между структурными подразделениями разнятся. Например, у большинства страховщиков структурно не выделена функция риск-менеджмента, но это не значит, что компании не управляют своими рисками. Также разнится степень формализации внутреннего контроля: качество и охват процессов страховщиков внутренними нормативными документами.

Выделение таких функций как риск-менеджмент, комплаенс и внутренний аудит и четкое определение их функций внутри страховых организаций приблизит страховую отрасль к международным стандартам. При этом, уже сейчас многие страховые организации, особенно с иностранным участием, имеют отдельные структуры по управлению рисками, комплаенс и внутреннему аудиту. В группе Allianz в России такие подразделения работают уже несколько лет, и в соответствии с требованиями акционера в группе разработаны политики и кодексы, предусмотренные в документе ЦБ «Концепции системы внутреннего контроля страховых организаций». А вот для средних и малых по размеру компаний новые требования, особенно в части разделения полномочий в целях обеспечения необходимого уровня контроля, могут повлечь за собой существенные расходы. У ведущих страховщиков эти расходы, скорее всего, не будут значительными по сравнению с общей величиной затрат. Исключение могут составлять случаи существенного изменения бизнес-процессов или масштабных доработок используемых ИТ-систем. Поэтому требования к контрольным функциям должны быть разумно дифференцированы в зависимости от размера и специализации страховых компаний. Особый подход следует, на мой взгляд, применить и к страховым группам, в рамках которых контрольные функции могут быть частично или полностью централизованы. Но в результате приведения системы внутреннего контроля к международным стандартам и унификация регулирования отношении в этом плане с банковским сектором поможет страховым организациям, уже обладающим развитыми функциями риск менеджмента, комплаенс и внутреннего аудита, стать еще более конкурентоспособными на страховом рынке, рынку - более надежным, а в обществе это приведет к большему доверию клиентов к страховым организациям. Применение мировых практик организации системы внутреннего контроля на российском страховом рынке, безусловно, будет способствовать повышению уровня прозрачности, зрелости и надежности страховых компаний, что в итоге должно положительно отразиться на развитии страхового рынка в России.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также