По данным исследования Национального рейтингового агентства (НРА), в 2015 году «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия» - лидеры рынка КАСКО – продавали полисы страхования на 10% дороже рыночной цены. Сверх того, на отдельные марки автомобилей стоимость полиса в два раза превышала стоимость полиса на ту же марку у других компаний.
Несмотря на повышение цен, лидерам удалось увеличить свою долю на рынке. В НРА рассказали «Известиям», что в 2015 году сегмент КАСКО показал значительный спад. Так, за 9 месяцев количество полисов страхования уменьшилось на 1 млн. Среди основных причин спада – снижение доходов населения, сокращение продаж новых автомобилей и повышение тарифов страховщиками.
Есть ли будущее для развития сегмента КАСКО в условиях повышения тарифов и снижения объемов продаж автомобилей?
Средняя стоимость полиса каско в различных страховых компаниях зависит от приоритетных каналов продаж для компании. Так у компаний, в которых большую часть продаж составляют продажи через посредников, стоимость полиса, как правило, выше, чем у компаний, которые специализируются на прямых продажах и продажах через Интернет.
В условиях повышения тарифов и снижения объёмов продаж автомобилей клиенты стали чаще выбирать такие опции продукта каско, которые позволяют снизить стоимость и уложиться в привычный уровень расходов на страхование.
С целью экономии клиенты выбирают полисы с франшизой, в том числе с достаточно высокой, в 50-100 тысяч рублей, ремонт не у дилера, а в сервисе, который рекомендует страховщик, продукты с установкой телематических устройств, которые позволяют экономить при аккуратном стиле вождения.
Если раньше представителю страховой компании приходилось долго объяснять, что такое франшиза и телематика, то сейчас клиенты сами спрашивают об этом.
Конкуренция на рынке страхования каско возрастает, поэтому, чтобы удержать прибыльных клиентов и привлекать новых, страховщики выводят на рынок новые продукты каско, рассчитанные на разные финансовые возможности клиентов.
Есть ли будущее для развития сегмента КАСКО в условиях повышения тарифов и снижения объемов продаж автомобилей?
По нашему мнению, речь идет не столько в том, что лидеры устанавливают тарифы выше из-за того, что качество услуг выше, хотя несомненно такая составляющая есть. Суть заключается в том, что автострахование – будучи драйвером рынка, является одновременно и самой ее большой проблемой. Необходимо учитывать, что это розничный сегмент. Несмотря на падение спроса, количество продаваемых полисов остается довольно значительным. Здесь и таится основная опасность. Частота убытков по каско составляет минимум 50-55% - т.е. страховщик платит фактически по каждому второму полису. Средняя выплата сегодня в большинстве случаев соразмерна с премией получаемой страховщиком. Если сюда прибавить те штрафы и добавки, которые из страховщиков выбиваются мошенниками и автоюристами – то страхование каско для большинства страховщиков убыточно.
На сегодняшний момент рынок состоит из двух частей . Лидеры рынка, которые страхуют основную часть автомобилей и за которыми закреплены основные каналы продаж (в первую очередь автосалоны, которые получают комиссию и что еще более важно для них – основной поток заказов (загрузку) на ремонт ТС, за счет чего дилеры сегодня и живут), и остальная часть рынка, которая предоставляет услуги, условно говоря, оставшимся 20% клиентов. При этом, в силу большой конкуренции – для «остальной части рынка» свойственен демпинг, который неминуемо приводит из-за высокой убыточности автострахования к уходу с рынка , что мы и наблюдаем.
Лидеры рынка не могут себе позволить малодушного и неответственного отношения к своим клиентам и своему бизнесу. То, что тарифы выше рынка – это скорее показатель того, что игроки адекватно и ответственно оценивают реальную ситуацию на рынке.