Страховые компании в долгосрочной перспективе могут получить больше свободы в установке тарифов на ОСАГО. Обнадеживающим для рынка стало заявление первого зампреда ЦБ Сергея Швецова о планах регулятора расширить тарифный коридор.
Представитель регулятора рассказал, что сейчас проводится анализ страхового рынка. Он надеется, что к концу 2016 года в сегменте будут работать только надежные компании с достаточностью капитала – это позволит ЦБ пойти на расширение, а в дальнейшем и полностью отказаться от тарифного коридора.
Согласно нынешнему законодательству, тарифный коридор, в рамках которого страховщики могут устанавливать цены на полисы ОСАГО, составляет 20%. Повышение тарифов на 40%-60% весной 2015 года привело к тому, что компании стали устанавливать цены по верхней границе коридора, пишет «ТАСС». Как результат, для автовладельцев конечная стоимость полиса повысилась на 60%.
Еще один результат повышения тарифов – уменьшение количества заключенных сделок по ОСАГО. В 2015 году было заключено 39.8 млн договоров; это на 2.7 млн меньше, нежели в 2014 году.
Как Вы оцениваете идею ЦБ расширить границы тарифного коридора по ОСАГО, а затем и вовсе от него отказаться?
Это абсолютно логичное продолжение политики ЦБ в области регулирования ОСАГО. Принятые Центробанком меры против недобросовестных игроков позволяют не опасаться, что расширение коридора или его отмена приведут к каким-то глобальным проблемам, связанным с демпингом.
Для некоторых регионов проблема убыточности остается острой, и расширение коридора позволит хотя бы частично ее решить. Для благополучных регионов с невысокой убыточностью это решение даст возможность снизить стоимость полиса.
Как Вы оцениваете идею ЦБ расширить границы тарифного коридора по ОСАГО, а затем и вовсе от него отказаться?
Продолжительное время ОСАГО ассоциируется с жестким регулированием тарифов, которые ранее утверждались Постановлением Правительства, а в настоящее время Указаниями Банка России. Можно предполагать, что основным социальным посылом в момент введения ОСАГО, который привел к жесткому регулированию тарифов, было желание не допустить роста цен на ОСАГО и сговор на рынке, для того, чтобы страховые компании могли собирать больше премии (аналогично регулированию тарифов естественных монополий). С чисто экономической точки зрения, для контроля стабильности рынка страхования ОСАГО жесткие цены теоретически позволяют контролировать достаточность сформированных резервов для выплат страхового возмещения.
Однако история показала несколько иное. Все печально известные, скоропостижно-покинувшие рынок страховые компании практиковали неправомерное снижение премии по ОСАГО за счет нарушения правил применения понижающих коэффициентов и выплаты повышенного комиссионного вознаграждения. Это приводило к недорезервированию – т.е. цели регулирования в этом аспекте достигнуты не были.
Напротив, сегодня встал целый ряд вопросов, решение которых может быть достигнуто эффективным образом только через свободное тарифообразование.
Инфляция и обесценивание рубля напрямую приводят к росту средних выплат и убыточности в условиях жесткого постоянства премий по ОСАГО. Это подрывает экономику страховщиков и влияет на качество обслуживания клиентов, поскольку у страховых компаний снижаются стимулы как к процессу продаж , так и к корректному процессу выплат, что не соответствует интересам потребителей . Кроме этого, негативное влияние оказывают факторы страхового мошенничества и деятельности автоюристов. В результате возникает ситуация ограниченной доступности полисов ОСАГО в ряде регионов
Это только несколько проблем из всего разнообразия, которое наблюдается в настоящее время в ОСАГО. Свободное тарифообразование, как неотъемлемый атрибут свободной рыночной экономики, способно эти проблемы решить.
В случае свободного тарифообразования, ОСАГО станет доступным, т.е. страховщик будет иметь возможность реализовывать товар по той цене, которая не будет его ввергать в колоссальные убытки. Проблемы инфляции убытков и курсовых колебаний страховщики также смогут достаточно быстро корректировать. Это прекратит исход страховщиков из регионов и повернет процесс в обратном направлении. Доступность услуги приведет к тому, что потребитель сможет получить полис ОСАГО и защитить свой имущественный интерес, свою ответственность. Потерпевшие смогут получить справедливую выплату.
В свою очередь, неубыточная экономика страховщиков приведет к тому, что будет пополняться казна за счет поступления налогов, появляться новые рабочие места и сократится безработица, которая возникла после исхода страховщиков.
Существует ли опасность завышения премии по ОСАГО и сговора страховых компаний?
Это трудноосуществимо, поскольку ОСАГО является одним из локомотивов рынка и в данном сегменте конкуренция крайне высока. Здесь работает порядка 100 компаний и сговор в такой системе маловероятен, поскольку у каждого всегда будет соблазн нарушить договоренность и за счет кратковременного снижения цен нарастить свою долю на рынке.
И самое главное, потребитель сможет выбрать поставщика услуги по той цене, которая его устраивает.
Все вышеперечисленное позволяет утверждать, что от свободного тарифообразования рынку ОСАГО и потребителям будет более комфортно, поэтому расширение тарифного коридора как промежуточный этап свободного тарифообразования мы только приветствуем.