ЦБ РФ принял решение пересмотреть тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) за причинение вреда жизни и здоровью пассажирам.
Регулятор полагает, что по отдельным видам транспорта страховой тариф переоценен (автомобильный транспорт), а по другим видам транспорта (внутренний водный транспорт, морской транспорт) недооценен.
На основе проведенного анализа было принято решение о необходимости пересмотра страховых тарифов по ОСГОП. В настоящее время регулятор проводит необходимые расчеты для корректировки тарифов.
«Мы рассчитываем завершить эту работу в течение первого полугодия текущего года, а затем обсудить проект соответствующего указания Банка России с общественностью», — отметил директор департамента страхового рынка Игорь Жук.
В свою очередь, Национальный союз страховщиков ответственности выступает против решения Банка России пересмотреть тарифы ОСГОП за причинение вреда жизни и здоровью пассажирам.
На текущий момент невозможен полноценный анализ данных по убыточности, и, следовательно, сложно говорить об адекватности текущих страховых тарифов. Причина этого в том, что до сих пор не достигнут порог максимума обращений потерпевших за выплатами в страховые компании (в первую очередь, при перевозках автомобильным транспортом). То есть, события и аварии происходят, выплаты теоретически возможны, но в силу незнания или непонимания процедуры, потерпевшие далеко не всегда обращаются к страховщикам. Тем не менее, процент информированности среди населения растет, мы это видим по статистике обращений, но потенциальные убытки сравняются с реальными только где-то через два-три года.
Информированность граждан о праве получения страхового возмещения в случае причинения вреда их жизни, здоровью, имуществу на транспорте, растет с каждым днем.
Новости об этом виде обязательного страхования регулярно размещаются в СМИ. Проводятся региональные семинары. Большую работу в этом направлении ведет НССО. Перевозчики размещают в салонах автобусов необходимые информационные материалы, а страховщики в полной степени гарантируют свою готовность осуществлять выплаты в случае аварий на транспорте, и всемерно содействуют гражданам в получении страховых возмещений. Таким образом, убыточность ОСГОП растет, тем самым обосновывая тарифы.
Анонсируя снижение тарифов, как это уже было с ОСОПО, регулятор подводит страховой рынок к ситуации, когда при росте убыточности может возникнуть проблема недостаточности резервов для выплаты страховых возмещений и средств для сопровождения договоров. Это может привести, как в случае с ОСАГО, к необходимости еще большего роста тарифов в последующие годы, что, в свою очередь, скажется и на стоимости проезда для пассажиров.
На наш взгляд, подобные инициативы не должны затрагивать такие массовые и социально значимые сегменты страхования, как ОСГОП. Излишнее вмешательство регулятора может нарушить процесс саморегулирования рынка.
Более того, стоит отметить, что в случае с ОСГОП сформирован перестраховочный пул, когда все страховщики несут солидарную ответственность по заключенным договорам, и контролируют друг друга. В этой ситуации занижения выплат, задержки выплат исключены даже гипотетически.
Таким образом, на наш взгляд, время для корректировки тарифов в сторону понижения еще не настало и к вопросу нужно вернуться после проведения мониторинга убыточности по итогам 2016-2017 годов.
После аварии «Когалымавиа» мы полагаем необходимым увеличить время проведения анализа статистики аварийности на транспорте в интересах большей объективности. Кроме того, с нашей точки зрения, было бы целесообразным сосредоточить усилия на следующих направлениях:
1. Внести изменения в законодательство и расширить список перевозчиков, которые обязаны заключать договоры страхования своей ответственности при перевозках пассажиров. В первую очередь это метрополитен, который договор заключать не обязан, но урегулирует убытки по правилам ОС ГОП, как и иные перевозчики. Во вторую - распространить действие закона на перевозчиков, которые перевозят сотрудников собственных предприятий, а также детей в школьных автобусах.
2. Наладить контроль за перевозчиками, которые пока уклоняются от заключения договоров страхования ответственности или минимизируют премию. Без составления доступного для регуляторов (ЦБРФ и НССО) и страховщиков реестра перевозчиков принимать решение о тарифах – преждевременно.
3. Предоставить страховщикам доступ к информации, которая относится к ведению Росстата, так как страховщики рассчитывают премию в зависимости от количества перевозимых пассажиров в тех случаях, когда на перевозчика возложена обязанность по представлению первичных статистических данных в рамках организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта по формам федерального статистического наблюдения по видам транспорта (как вариант, справка 65-автотранс и аналогичные ей). Пока этого нет, есть основания полагать, что в некоторых случаях перевозчики лукавят и предоставляют необъективную информацию, что ведет к снижению объема премии.