Поправки РСА направлены на решение проблемы урегулирования убытков по обязательной автогражданке в регионах, где нет представительств страховой компании. Таким образом, создание специализированных организаций позволит страховщикам более эффективно и своевременно выполнять свои функции.
Предложение о внесении поправок обсуждалось на днях на заседании экспертного совета по страхованию при Комитете ГД по финрынку. Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев сообщил, что документ позволит страховым компаниям оказывать услуги по сбору всех необходимых документов, а также проведению осмотра; причем компания не будет обязана размещать депозит в представительстве.
В ЦБ поддержали идею, но выступили с предложением создать отдельные организации, которые возьмут на себя функции по урегулированию. Эксперты полагают, что делегирование обязанностей на аутсорсинг создаст проблемы ответственности страховых компаний, а также может нарушить права потребителей страховых услуг.
С какими проблемами могут столкнуться страховые компании при передаче функций урегулирования убытков на аутсорсинг?
Для принятия решения о целесообразности передачи функции по сбору документов и проведению осмотра необходимо четко определить статус аутсорсинговой компании которой будут переданы такие полномочия.
В настоящее время закон и судебная практика обязывают страховщика осуществлять выплату страхового возмещения в полном объеме и срок, а в случае несоблюдение условий предусмотрены жесткие санкции.
Наличие в цепочке взаимоотношений «потребитель – страховщик» дополнительного звена, уровень компетенции сотрудников которого оценить не представляется возможным, может существенно усугубить ситуацию на рынке ОСАГО.
Кроме того, если под аутсорсинговой компанией мы понимаем простое юридическое лицо, не контролируемое ЦБ РФ, РСА, имеющее в уставном капитале 10000 рублей и не способное отвечать за допущенные нарушения договорных условий и условий страхового законодательства, это безусловно может привести к существенному нарушению прав потребителей, что повлечет увеличение расходов для страховых организаций за счет пени и судебных расходов.
Если же деятельность таких организаций будет жестко контролироваться ЦБ, РСА, или хотя бы на уровне саморегулируемой организации, с наличием некого гарантийного компенсационного фонда, за счет которого страховые компании смогут компенсировать свои расходы, связанные с неисполнением аутсорсинговой компанией договорных обязательств (при ликвидации или некомпетентности работников), то развитие функции представительства по данному сценарию возможно.
Таким образом, для развития функции представительства по данному сценарию, полагаем, что на законодательном уровне должны быть установлены четкие требования к аутсорсинговым компаниям и определена их ответственность.
С какими проблемами могут столкнуться страховые компании при передаче функций урегулирования убытков на аутсорсинг?
По моему мнению, если урегулирование убытков по ОСАГО можно будет передать на аутсорсинг, каких-то сложностей и проблем вследствие этого у клиентов не возникнет. Безусловно, подобная инициатива позволит страховым компаниям снизить затраты в результате демонополизации услуги представительства по убыткам. Проблема ответственности страховых компаний по ОСАГО за действия парнеров-аутсорсеров есть и сейчас, разница только в том, что теперь предлагается новый тип аутсорсинга – функции по урегулированию предлагается передать новым специальным организациям по урегулированию ОСАГО. Нет оснований предполагать, что такой профессиональный аутсорсер будет работать хуже, чем представитель страховой компании.