Центробанк не сможет изменять тарифы ОСАГО чаще одного раза в год. Такая позиция правительства РФ содержится в официальном отзыве на проект поправок в закон об ОСАГО, внесенный в Госдуму в марте этого года.
В частности, предлагается закрепить в законе об ОСАГО, что срок действия установленных Центробанком страховых тарифов не может быть менее одного года. То есть их корректировка как в сторону повышения, так и уменьшения возможна будет лишь спустя 12 месяцев после их последнего изменения.
Проектом предусмотрено применение этой нормы как при установлении базовых ставок, так и коэффициентов, которые учитываются при расчете стоимости ОСАГО.
Также авторы законопроекта предлагают ввести временный мораторий (до 1 января 2017 года) на корректировку Центробанком страховых тарифов по ОСАГО.
Как вы прокомментируете изменения в регулирование тарифов ОСАГО?
В период с 2014 по 2015 год ставка на тарифы ОСАГО корректировалась в сторону повышения два раза. Большинство страховых компаний не поддерживают позицию правительства об установлении минимального срока, в течение которого, тарифы по ОСАГО должны оставаться неизменными. Страховщики считают, что с точки зрения устойчивости тарифов ОСАГО, как одного из видов обязательного страхования, цены должны меняться в зависимости от изменения средней стоимости расходов на ремонт автомобиля. Двойное повышение тарифов ОСАГО за этот год было негативно воспринято и автовладельцами. Принятие данного закона снизит волну недовольства владельцев транспортных средств. Следует подчеркнуть, что при нынешней инфляции эта мера приведет к убыткам в страховании по полисам ОСАГО. Согласно вступившим в силу в апреле 2015 года, поправкам в закон об ОСАГО увеличены страховые суммы за вред, причиненный жизни и здоровью со 160. до 500 тыс. рублей, а также имуществу потерпевшего, со 120. до 400 тыс. рублей.
Думаю, что данное решение принимается в угоду политическим интересам – для снижения нагрузки на населения в условиях известных трудностей в экономике.
ОСАГО исторически испытывает проблемы, когда со ссылками на социальную направленность данного вида страхования принимаются решения, противоречащие логике ценообразования в страховании. То есть, бизнес – за свой счет начинает покрывать риски населения и т.п.
Инициаторам подобных предложений, помимо рекомендаций по изучению экономики ценообразования в страховании и того, что из себя представляют страховые резервы, стоило бы обратить внимание, на то, что даже после беспрецедентных изменений в тарифах в ряде регионов (Челябинск, Волгоград и т.п.) – страховщики по-прежнему не гоняются за клиентами и даже зачастую сворачивают деятельность. С нашей точки зрения – снизить нагрузку, можно только понизив убыточность вида, что при переходе на свободное торфообразование создаст предпосылки для снижения цен. Для снижения убыточности необходимы активные действий как правоохранительных органов, так и регулятора и законодателей – для пресечения деятельности страховых мошенников и автоюристов, которые и являются значимым фактором запредельной убыточности отдельных регионах. Тогда и цены на ОСАГО будут доступные и бизнес перестанет терпеть убытки, что в свою очередь будет выгодно государству с точки зрения получения налогов. В общем и целом – в ОСАГО назрела необходимость свободного ценообразования, о чем уже давно все говорят.
Стоит также обратить внимание, что цена на ОСАГО не может экономически-обоснованно оставаться неизменной при росте курса валют.