По статистике Всероссийского союза страховщиков в первом полугодии 2015 года страховые компании недосчитались 4,5 млн туристических страховок.
Таким образом, объемы страхования выезжающих за рубеж россиян снизились на 40%, сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
По ее словам, столь существенное снижение продаж четко отражает реальную ситуацию на туристическом рынке: страховые компании видят резкое сокращение числа поездок и их продолжительности.
По итогам года рынок может упасть более чем на 50%, добавила Тюрина.
В то же время число туристических страховок, оформляемых онлайн, выросло на 6%.
Статистика по страхованию туристов наглядно показывает ситуацию на рынке туризма в целом. Действительно, вместе с падением спроса на туристические продукты мы видим и спад на рынке туристического страхования. Не секрет, что основными каналами сбыта продуктов по страхованию путешествующих является организованный туризм, реализуемый через туроператоров и турагентства. Именно этот канал продаж и показывает существенное снижение.
Тем не менее нельзя не отметить тот факт, что доля индивидуальных путешествующих выросла, а значит и планирование самого путешествия изменилось. Помимо роста кросс-продаж через онлайн-партнеров (авиакомпании, системы бронирования гостиниц, билетов и т.д.), мы можем отметить и существенное увеличение прямых запросов, то есть через сайт страховщика. Так, в компании ERV отмечается рост прямых продаж через сайт порядка 50% по сравнению с 2014 годом. Более того, учитывая то, что путешественники намного внимательнее стали относиться к своим расходам в этом году, то это отразилось и на более ответственном выборе страховых продуктов. Мы видим, что стоимость среднего страхового полиса также выросла даже с учетом изменений курса валют. Это можно считать в определенной степени новой «ступенью» в развитии страховой культуры наших туристов.
Действительно, мы фиксируем сокращение количества поездок туристов за границу. При этом, по нашему портфелю мы видим рост общего объема собранных премий, что объясняется ростом курса валют.
Сегмент онлайн-продаж по страхованию выезжающих за рубеж (ВЗР) – один из самых динамичных на рынке в целом, в том числе, благодаря тому, что многие банки встраивают сервис по покупке полисов в личные кабинеты своих клиентов. Кроме того, ВЗР-онлайн, как правило, дешевле для потребителя, поскольку комиссия посредника отсутствует, которая, например, в сегменте продаж через туроператоров для некоторых компаний может занимать значимую долю в цене.
Безусловно, кризис затронул туриндустрию – люди сокращают свои расходы на отдых и путешествия, снизилась интенсивность поездок и средняя стоимость тура в валютном выражении. Не секрет, что для страховых компаний основной канал продаж этого вида – туроператоры и агентства, доля продаж полисов путешествующих самостоятельно не велика. Поэтому и сборы по данному виду во многом зависят от успехов туриндустрии.
Страховая компания ПАРИ давно и традиционно в сегменте страхования выезжающих за рубеж занимается в основном обслуживанием ВИП-туристов, поэтому и продуктовая линейка и уровень оказания сервисных услуг «заточена» под данную категорию страхователей. По сборам премии за полугодие мы фиксируем рост на 10% от прошлогодних результатов. Что касается количества застрахованных снижение есть, но не столь масштабное, как по рынку – 20%. Это объясняется особенностью нашей клиентуры. По результатам года давать прогнозы сложно, но падение в 2 раза по нашему портфелю маловероятно.
Нельзя не отметить на появившийся спрос на аналогичный продукт по России, не только туристов переориентирующихся на путешествия по родным просторам, но и клиентов, совершающих поездки по России с другими целями – командировки, навестить родственников, друзей.