ЦБ РФ направил в Российский союз автостраховщиков рекомендации, направленные на повышение качества предоставления услуг в сегменте автострахования. Одно из главных нововведений касается возможности проводить фото- и видеосъемку при заключении договоров ОСАГО.
Новые правила станут обязательными для всех страховых компаний, работающих на рынке ОСАГО. Регулятор рекомендует страховщикам не препятствовать гражданам фотографировать и снимать процесс заключения договоров.
Кроме того, страховые компании обязаны будут информировать клиентов об их праве на скидки за безаварийную езду. Другое требование касается размещения в доступном для клиентов месте сведений о том, каким образом можно направить жалобу регулятору: по почте или e-mail, через интернет-приемную или контакт-центр.
Право обычного гражданина на фиксацию нарушений со стороны представителей страховых компаний – идея хорошая. Но вот какая часть таких материалов потом попадет к надзорным органам – большой вопрос.
К сожалению, психология россиян (особенно живущих за пределами городов-миллионников) такова, что громко пошумев на месте нарушения их прав или на каком-нибудь форуме в интернете, дальше весь поток их негодования затухает, не доходя до официального разбирательства или суда. В связи с этим надо максимально упростить процедуру подачи жалобы на страховую компанию (по круглосуточному бесплатному телефону, по электронной почте и т.п.), а также отработать механизм оперативной (желательного в режиме реального времени) реакции контролирующих органов на поступившие сигналы о нарушениях! Ведь полис ОСАГО человеку нужен сейчас, а не через полтора месяца, когда ему придет письменный ответ "о принятых мерах". Кроме того у страховых компаний до сих пор остается лазейка, как получить с покупателя ОСАГО больше чем положено (даже при видеосъёмке этого процесса). Например, к нашим автоюристам часто поступают сигналы клиентов о том, что в том или ином офисе страховщика при отказе от допуслуг «вдруг» перестает работать доступ к единой федеральной базе расчета коэффициента «бонус-малус», и ОСАГО предлагается купить по цене без учета скидки за безаварийную езду. И в местности (особенно в сельской), где зачастую присутствует офис только одной страховой компании, с такими «схемами законного грабежа» населению приходится мириться.
Обязательное автострахование – мера, существующая в первую очередь для обеспечения безопасности автовладельцев. Страхуя свою машину, водители хотят быть полностью уверенными в том, что, в случае ДТП, все выплаты по ОСАГО будут произведены, и правильно заключенный договор является самым главным гарантом этого. Исходя из этого, ведение фото- и видеосъемки процесса обеспечит автовладельцам уверенность в сохранности имущества. А при недобросовестном исполнении договора страховой компанией или в случае ее банкротства видеосъемка может быть использована в качестве доказательства при судебных разбирательствах по вопросу перечисления выплат. Поэтому компании со своей стороны также будут стараться проводить видеосъемку в момент заключения договора для предъявления доказательств в суде. Введение комплекса мер, регулирующих действия компаний при заключении договоров ОСАГО, было неслучайным. В июне Центробанк временно отзывал лицензии у нескольких крупных страховщиков. Однако такие меры регулятора вызывают беспокойство автовладельцев, так как становится неясно, сможет ли компания при отзыве лицензии гарантировать выплаты в случае ДТП. Поэтому введение регулятивных мер и наличие подробно прописанного регламента заключения договора можно только приветствовать.