Законопроект, направленный на ужесточение мер наказания для страховщиков, которые отказываются продавать полисы обязательной автогражданки либо навязывают клиентам дополнительные услуги, был одобрен экспертным обществом и вскоре будет внесен в Госдуму. Документ, разработанный ОНФ, вносит поправки в Кодекс об административных правонарушениях и устанавливает финансовую ответственность в случае выявления вышеуказанных фактов.
Как сообщил «Известиям» зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов, поправки могут вступить в силу уже до конца года. Их суть заключается в введении штрафов в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей. Более того, предполагается, что проект затронет не только страховые компании, но и брокеров, которые продают полисы населению. Для таких организаций размер штрафа составит 5 тысяч рублей.
Тем временем, эксперты проанализировали ситуацию с правоприменительной практикой в данной сфере и пришли к выводу, что доказать вину должностного лица в совершении правонарушения довольно сложно. Ввиду этого, для привлечения его к ответственности понадобятся неукоснительные доводы.
По данным IV квартала 2014 года – I квартала нынешнего года, с жалобами на страховщиков в службу по защите прав потребителей финансовых услуг ЦБ обратилось 16 тысяч человек. 2/3 заявлений – жалобы на страховщиков ОСАГО.
Как Вы оцениваете инициативу ОНФ?
КоАП РФ содержит норму, по которой возможно привлечение Страховщика к ответственности за несоблюдение лицензионных требований, - это п.3 ст. 14.1. КоАП РФ.
По этому основанию ЦБ РФ уже достаточно давно привлекает к ответственности страховые компании, налагая штрафы в размере от 30 до 40 тыс. руб. в т.ч. за такие факты, как отказ от заключения договора ОСАГО, навязывание дополнительных страховых продуктов и т.д.
Еще большее увеличение объема ответственности Страховщиков, объективно, не требуется.
Тенденции последних трех лет и без того были крайне негативны для страхового рынка: распространение штрафных санкций Закона о ЗПП на страховые правоотношения, включение в ФЗ "Об ОСАГО" специальных мер ответственности (штраф, неустойка, финансовая санкция), игнорирование условий договора и правил страхования судебными органами при рассмотрении споров, внедрение практики наложения административных штрафов со стороны ЦБ РФ на основании ст.ст. 14.1, 19.5. КоАП РФ и т.д.
На Страховщиков легла огромная дополнительная финансовая нагрузка, которая не может быть компенсирована размером страховых резервов, что приводит к банкротству компаний или снижению уровня их надежности. Иностранные страховщики резко ограничили свое присутствие на российском рынке именно вследствие этих факторов.
С учетом изложенного, рассматриваемые инициативы ОНФ не несут в себе должной социальной ответственности и являются популистскими по своей сути.
Достаточно ли только жалоб потребителей для привлечения должностных лиц (руководителей компаний, предлагающих ОСАГО) к ответственности? Какие механизмы помогут в реализации инициативы ОНФ?
В силу ст. 4 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владелец транспортного средства обязан страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Таким образом, при необоснованном отказе в заключении договора ОСАГО, страховщик не только нарушает права владельца ТС как потребителя, но и препятствует исполнению лицом своих обязанностей, предусмотренных законом.
Для привлечения к ответственности страховщика в данном случае одной жалобы потребителя мало, так как возникает необходимость доказать доводы, изложенные в жалобе, т.е. доказать необоснованность отказа в заключении договора ОСАГО или навязывание услуг страховщиками.
Очевидно, что самыми достоверными будут являться письменные доказательства. Таким образом, подача заявления лицом, желающим заключить договор ОСАГО, в письменном виде значительно облегчит процесс доказывания. Однако существует вероятность того, что менеджеры страховой компании просто не примут такое заявление, так как по закону у них такая обязанность отсутствует, также как и обязанность мотивировать отказ от заключения договора ОСАГО.
В связи с этим, закрепление в законе обязанности страховщика мотивировать отказ в заключении договора ОСАГО помогло бы владельцам ТС защитить свои права, а также привлечь к ответственности недобросовестных страховщиков.