По оценкам Минфина РФ, ситуация на рынке ОСАГО остается тревожной. Власти ожидали улучшения ситуации в этом сегменте страхового рынка после принятия законопроекта об ОСАГО, однако этого не произошло.
«Несмотря на принятые нормы в ОСАГО, к сожалению, периодически приходила информация о навязывании продуктов, о том, что в некоторых регионах не было полисов», - заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Примечательно, что вчера ЦБ РФ ограничил действие лицензии крупнейшей страховой компани РФ «Росгосстраха» на осуществление страхования по ОСАГО. Нарушения страховщика законодательства по ОСАГО носили массовый характер.
Кто виноват в кризисе на рынке ОСАГО: игроки или регулятор?
Однозначно, игроки. Несмотря на изменения в законе "Об ОСАГО" и увеличении страховых взносов почти в 2 раза, многие СК, в том числе РГС, навязывали потребителям дополнительные услуги страхования. Судя по количеству предписаний с начала года, ежедневно РГС выписывалось более 2-х предписаний. Значит этим нарушением "грешат" все (или почти все) отделения РГС в стране. Очевидно такая установка им дана из центрального офиса или отделения поставлены в такие условия, что чтобы выполнить план им приходится навязывать дополнительные услуги.
Сложность в регулировании ОСАГО кроется в том, что это – обязательный вид страхования. Из-за того, что от него нельзя отказаться, вне зависимости от достатка или интенсивности использования автомобиля, он обретает социальный окрас.
Поэтому государство в лице ЦБ и РСА достаточно жестко регулирует стоимость полисов, и это не устраивает страховщиков.
Стоимость восстановительного ремонта по ОСАГО рассчитывается по справочникам выпускаемым РСА, и выплаты никогда не хватает на 100% ликвидацию последствий (например, нормочас для автомобиля Skoda Rapid составляет 830 рублей, но у дилеров марки в Москве или Петербурге он составляет 1400-1900 рублей), поэтому пострадавшие все чаще обращаются к независимым экспертам и в суд; суды обязывают страховщиков произвести полные выплаты, что увеличивает убыточность ОСАГО, и страховщики требуют повысить стоимость полисов, но РСА не может на это пойти из-за описанной социальной составляющей. И страховые компании изобретают собственные методы ликвидации убытков: ограничение на страхование отдельных автомобилей, продажа полисов ДСАГО, расширяющих базовую страховку, и чем дальше от крупных городов, тем менее прозрачны эти способы. Получается замкнутый круг, который может быть решен только с помощью существенной реформы ОСАГО. Облегчить ситуацию с доминированием некоторых игроков в малых городах и сельской местности могла бы процедура выпуска электронных полисов ОСАГО, и она должна была заработать 1 мая, но и этого так и не случилось.
ОСАГО - это убыточный вид страхования. Баланс прибыли и выплат страховыми компаниями достигается за счет страхования: КАСКО, жизни и здоровья водителя. В данной ситуации виноват кризис и повышение цен на новые запчасти. Для компенсации маржи убыточной ОСАГО страховщики вынуждены продавать доп.услуги.