Страховые агенты принесли страховым компаниям 133,3 млрд рублей - это 45% всей собранной через посредников премии. Средний размер их комиссии составляет 31%. На втором месте идут банки, принесшие 64,3 млрд руб., со средней комиссией в 46% от премии. Автодилеры принесли страховой отрасли 33 млрд рублей. Их комиссия составляет19%.
Средний размер комиссии, взимаемой посредниками, по всему рынку за полгода составляет 23,6%. Для сравнения «Почта России» берет за свои услуги со страховщиков 13%, медицинские учреждения — 3%. Продажи через интернет, достигшие 983 млн руб. (на 38% больше, чем годом ранее), обходятся страховщикам бесплатно.
Как вы оцениваете сотрудничество с посредниками, в частности, размер комиссий за их услуги.
Размер комиссии зависит от баланса спроса и предложения на рынке. Соответственно, мы ищем посредников, которые готовы работать по предлагаемым нами условиям. Но, в целом, по рынку можно отметить завышенный размер комиссионных, предлагаемых страховыми компаниями в поиске возможностей роста своих портфелей. И этот тренд можно отметить не только в России, но и во многих странах мира, где не распространен прямой канал продаж.
Как вы считаете, более интенсивное развитие продаж страховых продуктов через интернет, могло бы повлиять на снижение комиссии?
Интернет-продажи – один из видов прямых продаж страхования. Безусловно, этот канал будет соперничать с агентским, и по мере увеличения его популярности у клиентов будет усиливаться давление на конечную цену для потребителя и в агентском канале, что будет компенсироваться снижением комиссии. В этом разрезе у меня есть два вопроса, ответы на которые будут влиять на снижение комиссии:
- Будет ли интенсивным развитие продаж страхования через Интернет?
- Как будет отличаться убыточность в разрезе канала продаж?
Ответы на них покажет только практика, а пока рано делать выводы.
В нашей компании взаимодействие со страховыми посредниками проходит конструктивно: мы наладили устойчивое и взаимовыгодное сотрудничество. Решение вопросов, связанных с контролем брокерского или агентского бизнеса на законодательном уровне, приведет к улучшению взаимодействия между ними и страховщиками и повышению лояльности со стороны потребителей.
Конечно, посредник посреднику рознь, и это доказывает статистика ФСФР (СБРФР), в которой представлен большой разброс комиссий. На сегодняшний день в страховании каско сложился приемлемый рыночный уровень комиссий посредникам - агентам, брокерам, дилерам, интернет-агрегаторам и т.п. - в диапазоне 15-25%. Это нормальная рыночная плата за привлечение новых клиентов, которую страховые компании готовы платить. Завышенные комиссии можно наблюдать в секторе банковского страхования: по разным оценкам, уровень комиссий в данном сегменте доходит до 70%.
Развитие продаж страховых продуктов через интернет позволит предотвратить рост комиссий в будущем, если мы говорим о розничном небанковском страховании. В частности, "Либерти Страхование" активно развивает этот канал продаж, и на сегодняшний день в отдельных видах, например, в страховании выезжающих за рубеж доля онлайн страхования доходит до 15% от страхового портфеля по данному виду.