Согласно законопроекту, через интернет можно будет купить простые добровольные виды страхования, среди которых: страхование от несчастных случаев, страхование при поездке за рубеж, ряд видов страхования имущества. Цель нововведения - упрощение доступа к услугам страховщиков жизни и расширение возможностей по дистрибуции коробочных продуктов, предлагаемых страховщиками. Как итог, это должно выразиться в популяризации идеи страхования жизни среди населения.
По мнению замглавы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Игоря Жука, полисы ОСАГО также могли бы продаваться в электронном виде, благо технические возможности для этого есть.
Ваше отношение к идее электронных продаж страховых полисов.
Возможность электронных продаж, это дополнительный канал продаж и сервис для клиентов, но я не могу сказать, что он займет серьезное и тем более лидирующее положение на страховом рынке в ближайшие годы, учитывая менталитет и психологию россиян.
Готовы ли применять эту модель на практике?
Наша компания занимается преимущественно страхованием корпоративных клиентов. Поэтому для данной категории клиентов он-лайн продажи возможно применять в ограниченном режиме, поэтому массово мы, скорее всего не будем заниматься продажей полисов через интернет.
На ваш взгляд, какие виды страхования необоснованно исключены из списка электронных продаж?
Все логично, не включены те виды страхования, которые требуют осмотра и обязательные виды страхования.
Должен ли быть включен в перечень и полис ОСАГО?
В настоящее время для этого нет технических возможностей, так как еще не решен вопрос с проверкой электронных полисов сотрудниками ГИБДД. На мой взгляд, механизм он-лайн продаж нужно апробировать на добровольных видах страхования и если этот опыт окажется удачным, то можно вводить и в ОСАГО.
Наша компания совместно с другими страховщиками участвовала в разработке и подготовке этой инициативы. Принятие данного проекта позволит не только легализовать устоявшуюся рыночную практику продажи через Интернет определенных продуктов, но и создаст фундамент и придаст значимый импульс для развития рынка прямого страхования в нашей стране.
С одной стороны, многим страховщикам придется решать технические задачи реализации данной технологии на своих интернет ресурсах, но этот вопрос носит больше временной характер. С другой стороны, более важным станет формирование практики для конечных потребителей страховых услуг по использованию данного канала продаж для приобретения страховок. Страховщикам придется постараться сделать его наиболее понятным, удобным и выгодным для клиента.
Электронные продажи ОСАГО значимо ускорили бы темп развития страхового рынка, и интернет-продаж в частности, но, к сожалению, на данном этапе это было бы преждевременно. Только в этом году появилась единая система определения КБМ РСА, а стыковка с базой техосмотра и ГИБДД планируется только в перспективе. Без создания технологической платформы электронное ОСАГО внедрять нельзя, т.к. это касается огромного сегмента потребителей - автовладельцев.
Интернет-продажи полисов ОСАГО, вкупе с тарифным коридором, с одной стороны, позволили бы страховщикам сократить издержки (выписка полисов, дистрибьюция), с другой стороны, сэкономить время и сократить стоимость страховки для клиента.
Сложностью данного законопроекта является то, что страхователь должен подтверждать заключение договора электронной подписью, которая, к сожалению, есть далеко не у всех и немногие ей пользовались и знают, как правильно её применять. Поэтому необходимо законодательное упрощение процедуры получения электронной подписи, чтобы облегчить для потребителей заключение договоров страхования. Или повторится история как с порталом gosuslugi.ru. Как Вы знаете, проанализировав результаты работы портала, буквально на днях, Дмитрий Анатольевич Медведев дал поручение упростить регистрацию на данном портале.
Если говорить о потенциале интернет-продаж, то этот рынок растет темпами в два-три раза превышающими рост рынка страхования в целом, но в абсолютном выражении эти цифры все-равно малы и большая часть продаж –это Москва и московская область. При этом это дорогой канал продаж - расходы на привлечение клиентов на сайт сопоставимы с расходами при продаже полисов через агентскую или офисную сеть. Поэтому, не уверен, что возможность продавать полисы ОСАГО через интернет существенно повлияет на затраты страховщиков по этой линии бизнеса. И , конечно, говорить о запуске ОСАГО через интернет возможно будет только тогда, когда у сотрудников ГИБДД будет техническая возможность онлайн проверки наличия полиса в базе и когда это все будет работать бесперебойно.
Сейчас, мы работаем над обновлением нашего корпоративного сайта – как раз добавляем дополнительные модули для продажи полисов. Это будут коробочные продукты и ВЗР. При этом мы уделяем большое внимание эргономике и дизайну, учитывая, что страхование достаточно консервативный вид бизнеса и большинство сайтов, даже крупных страховщиков, перегружены информацией и с точки зрения визуального восприятия сложны и вызывают неудобства у потенциальных клиентов.