В конце августа 2014 года Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект, запрещающий страховым компаниям и другим финансовым учреждениям требовать от клиентов сведения из единого госреестра имущества и обязывающий их самостоятельно запрашивать такие данные. Госдума рассмотрит этот документ в ноябре месяце в первом чтении.
Законопроект вносит поправки в законы «Об организации страхового дела РФ», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственном кадастре недвижимости» и некоторые другие документы.
В частности, в закон о страховании вносится поправка, гласящая о том, что страховая организация не вправе требовать от страхователя, застрахованного лица или клиента, намеревающегося заключить страховую сделку, предоставления сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним, а также сведений из государственного кадастра недвижимости. Наоборот, страховщик будет обязан запрашивать эти сведения самостоятельно в день обращения клиента.
Принятие законопроекта поможет решить проблемы, возникающие при разборе страховых случаев. Так, ранее отсутствие застрахованной недвижимости в госреестре могло стать причиной для признания страхового договора недействительным – как результат клиенту отказывали в выплате компенсаций. Против такой практики выступил Верховный Суд и Федеральная служба по финансовым рынкам; по их мнению, отсутствие госрегистрации недвижимости не должно являться причиной для отказа в выплате и признания страхового договора недействительным.
- Предлагаемая поправка регулирует взаимоотношения страхователя и страховой организации при заключении договора страхования, а не при наступлении страхового случая. При наступлении страхового случая страховщику все равно могут понадобиться актуальные выписки из ЕГРП или кадастра, чтобы подтвердить наличие на момент наступления страхового события имущественного интереса у страхователя (выгодоприобретателя) в сохранении застрахованного имущества.
А с точки зрения чисто технической скорости получения документов, то как показывает практика, страхователи всегда значительно быстрее (как реально заинтересованная сторона) получают документы, чем страховые компании. Поэтому, скорее затянутся сроки, когда страховщики начнут сами запрашивать сведения из ЕГРП.
- Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенным Правительством Российской Федерации, предполагается установление запрета на предъявление требований к клиентам о предоставлении выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) или Государственного кадастра недвижимости (ГКН) со стороны кредитных и страховых организаций и нотариусов. Законопроект закрепляет, что кредитные и страховые организации и нотариусы при обращении к ним за оказываемыми ими услугами будут обязаны самостоятельно в день обращения к ним запросить все необходимые сведения из ЕГРП или ГКН в электронной форме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Законопроект внесен в Государственную Думу 19.09.2014 и ожидается, что будет рассмотрен в первом чтении в ноябре этого года.
По нашему мнению принятие данного законопроекта уменьшит количество споров между банками, страховыми организациями, нотариусами и их клиентами, а так же третьими лицами, связанных с правами на недвижимое имущество и сделками, заключенными в отношении него. Получение кредитными и страховыми организациями и нотариусами сведений из ЕГРП и ГКН в электронной форме должно существенно сократить сроки по совершению сделок, а так же принятию решений по страховым случаям. Даже сейчас выписка из ЕГРП в электронной форме получается на несколько дней быстрее, чем в бумажной, а предоставление кредитным и страховым организациям и нотариусам доступа к единой системы межведомственного электронного взаимодействия в идеале может привести к получению необходимой информации по недвижимости в день обращения.
Однако, нельзя не отметить ряд недоработок в тексте законопроекта. Например, если в отношении нотариусов и кредитных организаций законопроект прямо указывает, что они самостоятельно обращаются за сведениями из ЕГРП и ГКН при совершении любых нотариальных действий, банковских операций или сделок, то в отношении страховых организаций установлено, что самостоятельно данные сведения запрашиваются в случаях, когда они необходимы "для осуществления страхования" и не могут быть потребованы у лица, имеющего намерение заключить договор страхования. Данная формулировка может быть недобросовестно истолкована как обязывающая страховую организацию самостоятельно получать сведения из ЕГРП и ГКН только при заключении договора страхования, а не при принятии решений по страховому случаю. Такое толкование, полагаем, все же не соответствует определению страхования, данному пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", но во избежание злоупотреблений формулировку, используемую законопроектом, желательно доработать. Не решен в законопроекте и вопрос платы за предоставление сведений из ЕГРП и ГКН: будут ли оплачивать кредитные и страховые организации и нотариусы предоставление данной информации, в каком объеме они могут перекладывать эти расходы на лиц, обратившихся к ним. Вызывает недоумение так же и то, что получение доступа к сведениями ГКН будет возможно с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в то время как для получения сведений из ЕГРП такой возможности законопроект не предусматривает.
Однако, мы надеемся, что изъяны законопроекта будут устранены в процессе его рассмотрения Государственной Думой.
- Изменения повлияют на продолжительность заключения договора страхования и исключат возможность страховщика ссылаться на неосведомленность/ненадлежащую осведомленность по поводу зарегистрированных прав при его заключении. И соответствующий отказ в выплате страхового возмещения по страховому случаю. Для заключения договора страхования (п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 20 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан") совсем необязательно наличие зарегистрированного права. Достаточно наличие интереса в сохранении имущества. Полагаю, что данный законопроект не предоставит каких-либо новых юридических возможностей для участников отношений по страхованию имущества. И если и будет принят, то лишь для отчетности.
Внесенный законопроект (№ 605609-6) касается не только деятельности страховщиков, но и банковских организаций, а также деятельности нотариусов.
И если возложение обязанности по получению актуальной информации из государственного реестра для заключения сделок по отчуждению или обременению имущества на банки и нотариусов представляется оправданной и направленной на упрощение жизни «клиента» (так в законопроекте) мерой, то подобная обязанность страховых компаний выглядит чрезмерной.
Поскольку вопрос касается именно изменений в страховании, следует отметить, что использование в одном абзаце ссылки на страхование в целом и на лицо, имеющее намерение заключить договор страхования, вносит путаницу в законопроект, которая проявилась и в новости о нем. Создается впечатление, что страховщики обязаны будут получать требующуюся информацию только при заключении договора страхования.
Страхование же, как говорит закон сегодня, это «… отношения по защите интересов при наступлении страховых случаев…», и заключение договора страхования есть способ вступить в эти отношения.
Но самое важное здесь, что страховые компании при осуществлении страхования должны интересоваться исключительно интересом страхователя в сохранении имущества, а не наличием или отсутствием государственной регистрации права на недвижимость.
Для заключения или исполнения договора страхования это не имеет никакого значения, хотя обязанность самостоятельного получения этих сведений позволит страховым компаниям говорить об увеличении их затрат по страхованию и обосновывать изменение страховых тарифов.
«Полагаю, что введение обязанности страховой организации самостоятельно запрашивать и получать сведения об объектах недвижимости на сроки рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о выплате страхового возмещения не повлияет. Изменения, вносимые законопроектом в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», направлены на сокращение временных затрат на сбор необходимых страховщику документов. Сейчас сведения из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество могут быть получены в органах Росреестра гражданами и юридическими лицами самостоятельно в срок до пяти рабочих дней с момента подачи соответствующего заявления. При условии нормальной организации электронного взаимодействия между органами Росреестра и страховыми организациями сведения об объектах недвижимости будут в более короткие сроки поступать к страховщику.
Однако необходимо отметить, что с экономической точки зрения деятельность страховых компаний, как коммерческих организаций, направлена в первую очередь на извлечение прибыли, и в последнюю - на возмещение ущерба, причиненного страхователям наступлением страхового случая. Поэтому, вне зависимости от введения каких-либо процедур, процесс принятия решения по страховому случаю может быть затянут страховщиком по тем или иным причинам».