В рамках семинара «Путеводитель по новому ОСАГО» Замначальника отдела Департамента страхового рынка ЦБ Василий Кулаков озвучил общее мнение регулятора о допустимых причинах отказа страховыми компаниями продавать полисы ОСАГО. Ключевым предлогом для отказа может стать отсутствие бланков полисов у страховщика и исчерпание квоты на их получение.
Кулаков отметил, что иных причин для отказа быть не может. «Если база не работает – это вопрос к РСА и провайдеру», – подчеркнул он. С таким мнением не согласны в РСА. В ведомстве утверждают, что поводом для отказа может стать невозможность связи страховщика с системой АИС РСА.
Представитель регулятора подчеркнул, что в случае невозможности продавать полисы, страховщик обязан уведомить об этом ЦБ и РСА. Порядок уведомления Банка России еще разрабатывается, но, скорее всего, он будет проводиться в электронном виде. До окончания разработки порядка страховщики имеют право оповещать ЦБ в вольной форме.
«Главное, чтобы не получилось, что пришла выездная проверка по жалобе гражданина, а письменного отказа страховщика нет», – заключил Кулаков.
Наиболее обоснованной причиной для отказа в оформлении и продаже полиса ОСАГО, конечно, можно считать фактическую невозможность, к которой можно отнести лишь отсутствие бланков полисов при исчерпании квоты на их получение. Само по себе отсутствие связи с АИС РСА не исключает возможности оформления полиса. АИС РСА содержит информацию о заключенных договорах ОСАГО, водительском удостоверении физ. лица, коэффициенте скидки.
Следует отметить, что часто встречаются ситуации когда база АИС РСА не содержит данные о водителе, содержит недостоверные данные по причине различных технических ошибок, поэтому в любом случае АИС РСА не содержит исключительной, необходимой информации, исключающей возможность заключения договора ОСАГО без ее использования. Кроме того, момент отказа в продаже полиса ОСАГО по заявлению гражданина связан с тем, что и само физическое лицо должно обратиться с письменным требованием о заключении договора ОСАГО, в противном случае доказать отказ страховой компании от продажи полиса сложно.
- Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) является публичным, от заключения которого страховая компания не вправе отказаться, если страхователь представил все необходимые документы, и если при этом у страховой компании имеется возможность его заключить.
Обязательным условием заключения договора ОСАГО является проверка страховой компанией соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации. Заключение договора ОСАГО без проведения такой проверки не допускается в силу положений п. 10.1 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Вместе с тем, Гражданским Кодексом Российской Федерации установлен 30-дневный срок на рассмотрение заявления о заключении договора в обязательном порядке.
Таким образом, при отсутствии в момент обращения страхователя возможности проверки представляемых сведений в автоматизированной базе данных, страховая компания не вправе незамедлительно отказывать страхователю в заключении договора ОСАГО, поскольку законом установлен 30-дневный срок на рассмотрение заявления о заключении такого договора. В течение этого времени у страховой компании может появиться возможность проверить представляемые сведения в автоматизированной базе данных, и впоследствии - заключить договор ОСАГО.
«Действительно, согласно последним поправкам в Законе об ОСАГО, страховщик должен мотивировать отказ от продажи полиса ОСАГО. В случае, если у страховой компании вдруг не оказалось доступа или нет связи с базой АИС РСА – это на самом деле делает продажу полиса ОСАГО невозможным. Однако такой случай должен расценивается как препятствие, а не как причина для отказа. Если страховщик заинтересован в клиенте, он может, например, предложить перенести продажу полиса на другое время или перезвонить клиенту. Поэтому, в данном контексте, «не работает база АИС РСА» является скорее отговоркой. Такой же отговоркой может быть случай «закончились бланки». Однако я уверен, что нужные бланки найдутся, если в страховую компанию придет выгодный и важный для нее клиент».