Страховщиков обяжут передавать данные о застрахованных лицах в Бюро страховых историй

19 апреля 2019 г. Страхование 1 1611 Иван Тихонов

Согласно проекту закона «О страховых историях», который разрабатывается Финансовым университетом, страховые компании будут обязаны передавать данные обо всех застрахованных лицах по всем видам страхования (исключая страхование предпринимательских рисков) в Бюро страховых историй (БСИ). В связи с этим заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин провел совещание с представителями крупнейших страховщиков.

Как следует из законопроекта, пользователями базы данных БСИ будет как Банк России, так и страховые компании, банки и госорганы. Вдобавок, физлицам и ИП будет открыт доступ к базе 2 раза в год на бесплатной основе; при заявках свыше двух раз в год с них будет взиматься плата. Юрлица смогут бесплатно обращаться в бюро один раз в год, а платные обращения будут не ограничены, пишет «Ъ». Доступ в базу предоставит полный отчет о страховой истории, включая индивидуальный рейтинг.

Между тем, страховые компании и кредитные организации смогут запрашивать данные без согласия физлица. Данные клиентов страховщиков будут поступать в базу БСИ также без согласия субъекта. Законопроект предусматривает хранение страховой истории субъекта в течение десяти лет с момента последней записи.

Если у страховщика возникают подозрения клиента в мошенничестве, он обязан оповестить об этом БСИ, а при наличии признаков мошенничества страховщик сможет приостановить выплаты на 20-дневный срок.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Ахметзянов Тимур (Директор Департамента расследований в урегулировании убытков ООО «Зетта Страхование»)

Как Вы оцениваете перспективу передачи данных о застрахованных лицах в БСИ?

Мы поддерживаем инициативу по передаче данных договоров физических лиц в Бюро страховых историй. Это будет полезно даже не столько для самих страховщиков, сколько для страхователей, так как станет самым эффективным из возможных инструментов борьбы с мошенниками. В итоге законопослушные и ответственные клиенты (коих абсолютное большинство) получат свои персональные тарифы и не будут переплачивать за мошенников и безответственных водителей.

Вопрос о создании единой базы статистики убыточности страхователей возник в связи с большими нестраховыми потерями в моторном страховании, где концентрируется порядка 90% случаев мошенничества. Бюро страховых историй позволит серьезно снизить объемы этих потерь: передача информации по каждому клиенту в единую базу данных позволит быстро и, главное, заблаговременно вычислять возможных недобросовестных страхователей. Например, по общей статистике водители даже из категории с самыми высокими рисками (молодые и неопытные) попадают в ДТП не чаще 3 раз в год. Если мы видим страхователя, заявляющего об убытках чаще, – это первый повод обратить внимание и детально проанализировать его страховую историю. Причем БСИ позволит нам увидеть не только страховую историю клиента в нашей компании, но и в других страховых компаниях. В результате, объемы мошенничества сократятся в разы. Следовательно, рынок оздоровится и у страховых компаний появится объективная возможность устанавливать по-настоящему справедливые цены для каждого клиента.

Подчеркнем, система будет учитывать не только количество убытков страхователей, но и их вину. Поэтому тем, кто попадал в ДТП не по своей вине, увеличение стоимости страховки в дальнейшем не грозит. Повышающий коэффициент страховщики будут применять к лихачам. В этой связи можно предположить, что развитие системы БСИ несет в себе и социальную составляющую: водители поймут, что аккуратно ездить выгоднее, будут дорожить своей страховой историей и стремиться сделать ее безупречной, а на дорогах станет спокойнее.

Пока речь идет только о том, чтобы передавать информацию по заключенным договорам добровольного автострахования (КАСКО и ДСАГО). Но мы уже сейчас видим попытки мошенничества и в других видах страхования: имущества, медицинского страхования и прочих. Поэтому предполагаем, что в будущем в единую систему будут передаваться сведения и по таким договорам. Это позволит вести индивидуальную статистику убыточности клиентов и легко выявлять недобросовестных страхователей.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также