Согласно проекту закона «О страховых историях», который разрабатывается Финансовым университетом, страховые компании будут обязаны передавать данные обо всех застрахованных лицах по всем видам страхования (исключая страхование предпринимательских рисков) в Бюро страховых историй (БСИ). В связи с этим заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин провел совещание с представителями крупнейших страховщиков.
Как следует из законопроекта, пользователями базы данных БСИ будет как Банк России, так и страховые компании, банки и госорганы. Вдобавок, физлицам и ИП будет открыт доступ к базе 2 раза в год на бесплатной основе; при заявках свыше двух раз в год с них будет взиматься плата. Юрлица смогут бесплатно обращаться в бюро один раз в год, а платные обращения будут не ограничены, пишет «Ъ». Доступ в базу предоставит полный отчет о страховой истории, включая индивидуальный рейтинг.
Между тем, страховые компании и кредитные организации смогут запрашивать данные без согласия физлица. Данные клиентов страховщиков будут поступать в базу БСИ также без согласия субъекта. Законопроект предусматривает хранение страховой истории субъекта в течение десяти лет с момента последней записи.
Если у страховщика возникают подозрения клиента в мошенничестве, он обязан оповестить об этом БСИ, а при наличии признаков мошенничества страховщик сможет приостановить выплаты на 20-дневный срок.
Как Вы оцениваете перспективу передачи данных о застрахованных лицах в БСИ?
Мы поддерживаем инициативу по передаче данных договоров физических лиц в Бюро страховых историй. Это будет полезно даже не столько для самих страховщиков, сколько для страхователей, так как станет самым эффективным из возможных инструментов борьбы с мошенниками. В итоге законопослушные и ответственные клиенты (коих абсолютное большинство) получат свои персональные тарифы и не будут переплачивать за мошенников и безответственных водителей.
Вопрос о создании единой базы статистики убыточности страхователей возник в связи с большими нестраховыми потерями в моторном страховании, где концентрируется порядка 90% случаев мошенничества. Бюро страховых историй позволит серьезно снизить объемы этих потерь: передача информации по каждому клиенту в единую базу данных позволит быстро и, главное, заблаговременно вычислять возможных недобросовестных страхователей. Например, по общей статистике водители даже из категории с самыми высокими рисками (молодые и неопытные) попадают в ДТП не чаще 3 раз в год. Если мы видим страхователя, заявляющего об убытках чаще, – это первый повод обратить внимание и детально проанализировать его страховую историю. Причем БСИ позволит нам увидеть не только страховую историю клиента в нашей компании, но и в других страховых компаниях. В результате, объемы мошенничества сократятся в разы. Следовательно, рынок оздоровится и у страховых компаний появится объективная возможность устанавливать по-настоящему справедливые цены для каждого клиента.
Подчеркнем, система будет учитывать не только количество убытков страхователей, но и их вину. Поэтому тем, кто попадал в ДТП не по своей вине, увеличение стоимости страховки в дальнейшем не грозит. Повышающий коэффициент страховщики будут применять к лихачам. В этой связи можно предположить, что развитие системы БСИ несет в себе и социальную составляющую: водители поймут, что аккуратно ездить выгоднее, будут дорожить своей страховой историей и стремиться сделать ее безупречной, а на дорогах станет спокойнее.
Пока речь идет только о том, чтобы передавать информацию по заключенным договорам добровольного автострахования (КАСКО и ДСАГО). Но мы уже сейчас видим попытки мошенничества и в других видах страхования: имущества, медицинского страхования и прочих. Поэтому предполагаем, что в будущем в единую систему будут передаваться сведения и по таким договорам. Это позволит вести индивидуальную статистику убыточности клиентов и легко выявлять недобросовестных страхователей.