Автостраховщики начали подводить первые итоги реформы в сегменте ОСАГО, стартовавшей 9 января 2019 года. Так, по состоянию на первую неделю текущего месяца, стоимость полисов в среднем по РФ уменьшилась более чем на 300 рублей или на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), при покупке полиса ОСАГО в первую неделю марта 2019 года в наиболее выигрышном положении оказались владельцы мотороллеров и мотоциклов: для них стоимость полиса упала на 57,65% от прошлогоднего уровня, пишет «Ъ». Средняя цена полиса ОСАГО для легковых автомобилей юрлиц сократилась на 16.17%, а для «легковушек» физлиц – на 3.59%. В то же время, по данным РСА, владельцы такси, троллейбусов и автобусов регулярных перевозок стали платить больше – на 16.22%, 15.24% и 9.41% соответственно.
Напомним, уже в апреле текущего года начнется второй этап реформы ОСАГО, предполагающий применение обновленного коэффициента бонус-малус (коэффициент аварийности). Он будет утверждаться для каждого водителя 1 апреля, один раз на год.
Вдобавок, со 2го апреля системы по гарантированию покупки полисов ОСАГО будут предлагать потребителям на выбор список страховщиков в проблемных регионах; сейчас автовладельцам предлагают случайного страховщика, без возможности выбора.
По данным Вашей компании, каковы первые итоги тарифной реформы ОСАГО? Как будет развиваться сегмент на следующем этапе реформы?
Основной вывод, который можно сделать по итогам неполных трех месяцев действия расширенного тарифного коридора базовых ставок, это то, что в ОСАГО появилась ценовая конкурентная борьба.
Страховщики активно включились в процесс регулярного пересмотра ставок в разрезе типов транспортных средств и регионов. В профильных СМИ то и дело появляются пресс-релизы, о том, что очередная компания снизила на столько-то процентов или рублей ставки в городе N.
От такого положения вещей в первую очередь в выигрыше оказались автомобилисты – средняя премия по автогражданке ползет вниз, и это процесс похоже далек от завершения.
Что касается рентабельности страховых операций по ОСАГО, то еще только предстоит узнать в какую сторону качнется нынешний тренд. Потребуется как минимум год, чтобы накопить достаточную статистическую базу и проанализировать влияние периодического изменения базовых ставок на убыточность портфеля.
По данным Вашей компании, каковы первые итоги тарифной реформы ОСАГО? Как будет развиваться сегмент на следующем этапе реформы?
- Наиболее важный итог изменений, стартовавших 9 января, – формирование конкурентной среды и начало движения к рыночной конструкции ОСАГО. Страховые компании «включаются» в борьбу за клиента, пересматривая тарифную политику в регионах России. Безусловно, те изменения, которые мы видим сейчас, имеют промежуточный характер – в дальнейшем сохранятся колебания как в сторону повышения, так и снижения. Анализируя произведенные изменения базовых ставок, отметим, что они привели в снижению средней премии, несмотря на опасения общественности. «Ингосстрах», к примеру, пересмотрел размер базовой ставки на 25 территориях – в 19 ставка была снижена, в 6 - повышена. Максимальное снижение составило 20% (Саратов и Энгельс), а максимальное повышение – 6,9%.
По нашей оценке, уже сформировался долгосрочный тренд, которые проявится и на следующих этапах реформы – аккуратные водители будут платить за полис меньше, чем аварийные.
По данным Вашей компании, каковы первые итоги тарифной реформы ОСАГО? Как будет развиваться сегмент на следующем этапе реформы?
Наша компания, как и другие участники рынка ОСАГО, отмечает небольшое снижение средней премии в сегменте, что стало следствием тарифной реформы. В первую очередь, сыграло роль изменение коэффициента возраста-стажа для водителей - физических лиц, а также, в целом, снижением тарифов по кругу страхователей - юридических лиц.
Корректировка методики применения КБМ с начала апреля также приведет к дополнительному снижению премии для клиентов за счет присвоения самого низкого коэффициента из всех договоров, в которые вписан водитель.
Сохранение тренда на снижение тарифов для физических лиц мы прогнозируем до конца текущего года. Тарифная политика страховых компания в сегменте ОСАГО уже очевидно становится важным конкурентным преимуществом, влияющим на выбор клиента. Поэтому активность страховщиков в части изменения базовых тарифов в рамках разрешенного коридора будет возрастать.
Компания «Зетта Страхование» уже давно приняла для себя курс на персонализацию тарифов и в регионах с низким рейтингом убыточности уже предлагает автовладельцам более выгодные условия. В частности, мы снизили базовые ставки ОСАГО для страхователей в Калужской, Белгородской областях, а, также Пермском и Хабаровском краях.
По данным Вашей компании, каковы первые итоги тарифной реформы ОСАГО? Как будет развиваться сегмент на следующем этапе реформы?
По нашим данным, многие страховые компании увеличили стоимость ОСАГО в большинстве регионов, поскольку убыточность в данных регионах более 100%. Соответственно, многие страховщики воспользовались возможностью увеличить базовый тариф, чтобы улучшить свой финансовый результат. Хотя сейчас появились дополнительные скидки за возраст и стаж, но они не смогут компенсировать рост стоимости ОСАГО, если страховая компания увеличила свой базовый тариф. Тем не менее, сейчас страхователь получил возможность изучать предложения различных страховых компаний и выбирать самую низкую стоимость, которая теперь может существенно отличаться у страховщиков. При работе с электронными полисами в системе Е-Гарант у страхователей тоже появится возможность выбора страховой компании, что, безусловно, является дополнительным плюсом.