Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов заявил о том, что 80% от всех судебных выплат по ОСАГО (19.2 млрд рублей) за январь-сентябрь текущего года так и не дошли до потерпевших. Эти деньги оседают в карманах недобросовестных автоюристов.
Выступая на расширенном совещании по противодействию страховому мошенничеству, г-н Ефремов сказал: «Основной ущерб для деятельности страховых компаний в сфере ОСАГО наносят криминальные и недобросовестные автоюристы, которые действуют от лица страхователей, но не в их интересах. Задача таких автоюристов состоит в том, чтобы довести дело до суда со страховщиком и заработать на его судебных расходах, это штрафы, неустойки, пени, возмещение морального вреда, оплата услуг юристов или посредников, государственных пошлин».
В РСА отмечают рост обращений страховых компаний в связи со страховым мошенничеством, пишут Банки.ру. По итогам 2017 года было зарегистрировано восемь тысяч обращений, а по итогам девяти месяцев текущего года – 9.2 тысячи обращений.
Г-н Ефремов добавил, что в регионах страховщики стали объединяться в борьбе с мошенниками. Они обмениваются информацией, сотрудничают с правоохранительными органами, вместе анализируя ситуацию.
По Вашим данным, насколько участились случаи страхового мошенничества, связанного с автоюристами, в 2018 году? Насколько эффективно взаимодействие страховщиков с правоохранительными органами?
Напротив, мы говорим о снижении количества случаев страхового мошенничества и сокращении связанных с этим убытков. К сожалению, представить точную статистику пока не представляется возможным, не все отчеты еще собраны и проанализированы. Тем не менее, мы отчетливо прослеживаем тенденцию, говорящую о том, что частота возбуждения уголовных дел в 2018 году повысилась примерно на 10-15% (в зависимости от региона). Также сократилось количество судебных расходов, которые несут страховщики из-за деятельности автоюристов.
Другое дело, что мошенники тоже не дремлют и находят новые ниши. К автострахованию приковано такое серьезное внимание со стороны, как страхового сообщества, так и правоохранительных, регулирующих, контрольно-надзорных ведомств, что пространства для маневра у мошенников остается все меньше. Поэтому, к сожалению, мы видим, что идет «перетекание» мошеннических схем из моторных видов страхования в другие сегменты: жизнь и здоровье, имущественное страхования. Тем более, что немоторные виды более привлекательны для мошенников потенциально более крупными страховыми возмещениями. И, конечно, без эффективного взаимодействия с правоохранительными органами бороться с мошенничеством не получится.
К сожалению, не секрет, что деятельность автоюристов прямым образом связана с заинтересованностью отдельных сотрудников ДПС, которые являются информаторами. Именно по их наводке автоюристы в считанные минуты приезжают на место аварии и за наличные деньги «выкупают» у пострадавшего право требования (цессию). И далее прибегают ко всевозможным мошенническим схемам, чтобы дело довести до суда и взыскать помимо суммы ущерба расходы на ведения дела и оплату своих юридических услуг.
Мы работаем с правоохранителями на региональном уровне, обращаемся за содействием к органам исполнительной власти, подключаем прокуратуру. Ведь до недавнего времени страховое мошенничество считалось внутренней проблемой отрасли, как бы не затрагивающей интересы государства. Сегодня эта позиция изменилась. К борьбе с мошенничеством подключились представители Центробанка, Генпрокуратуры, МВД, ФСБ, местных властей. Появился институт следователей, которые ведут дела по страховому мошенничеству. Самое эффективное взаимодействие налажено в Татарстане и Челябинске.
По Вашим данным, насколько участились случаи страхового мошенничества, связанного с автоюристами, в 2018 году? Насколько эффективно взаимодействие страховщиков с правоохранительными органами?
Пик активности автоюристов в отношении нашей компании пришелся на 2016 год. Тогда только судебные издержки по их обращениям составили около 900 млн руб. В 2017 году на основе предыдущего опыта мы реализовали целый комплекс организационных, правовых и иных мер, позволивших, если и не отбить охоту автоюристов обращаться с претензиями в «МАКС», то как минимум в несколько раз снизить количество таких обращений, и то в большей степени они связаны с требованиями о выплатах неустойки по ранее принятым судебным решениям. Ключевыми мерами стали открытость и прозрачность наших отношений со страхователями, в строгом соответствии с Единой методикой расчета страхового возмещения. Таким образом мы исключили посредников во взаимоотношениях страховщик - страхователь.
А вот ущерб от деятельности мошеннических групп , специализирующихся на страховом мошенничестве, в 2018 году несомненно вырос. Об эффективности взаимодействия с правоохранительными органами, к сожалению, говорить не приходится. 1% возбужденных дел от поданных заявлений – это не эффективность. Поэтому нам остаётся надеяться на собственные ресурсы, которые позволяют собирать необходимые доказательства и отстоять в судах отстоять нашу позицию.