Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», во втором квартале 2018 года приобрести полис автокаско можно было за 34.8 тысячи рублей. Это минимальная средняя цена на продукт, зафиксированная за последние шесть лет. В первом квартале средняя цена колебалась у отметки 39.6 тысячи рублей, а во втором квартале 2017 года – 41.9 тысячи рублей.
Участники страхового рынка поясняют тенденцию к снижению цены на автокаско сменой потребительского поведения и переходом на более доступные продукты – например, на страховые полисы, которые покрывают только часть рисков, либо на полисы с франшизами.
Как уточняют аналитики «Эксперт РА», на сегодняшний день больше половины всех продуктов актокаско продается по франшизе. Свою лепту в популяризацию продукта внесли банки, которые отказались от требования полного «покрытия» автомобиля», и считают достаточным частичное «покрытие» (от угона и полного уничтожения автомобиля). Таким образом, страховщикам удалось увеличить среднюю выплату, которая по итогам второго квартала составила 88.9 тысячи рублей. Это на 9.5 тысяч больше, нежели годом ранее.
Тем временем, объем взносов по автокаско по итогам первого полугодия 2018 увеличился на 3.1% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
По Вашему мнению, будут ли в перспективе дешеветь/дорожать полисы автокаско?
Рыночные тренды, которые привели к снижению средней стоимости КАСКО в течение последних трех лет, сохраняются и по сей день. Поэтому говорить об удорожании полиса добровольного автострахования в краткосрочной перспективе не приходится.
После резкой девальвации рубля в декабре 2014 года и, как следствие, сильного роста тарифов на полное КАСКО потребительское поведение клиентов, действительно, претерпело значительные изменения. Существенно возросло число людей, которые вообще отказались от КАСКО, а те, кто считали нужным застраховаться, стали отдавать предпочтение франшизным и усеченным страховым продуктам, стараясь сэкономить. Если в 2014 году, по нашим оценкам, доля продуктов с франшизой на рынке не превышала 3-5%, то в настоящее время достигает 50%.
Свою роль в резком росте спроса на такие страховые продукты сыграл банковский сектор: теперь при оформлении автокредита не требуется полная финансовая защита от всех рисков, которые могут угрожать транспортному средству. Банки спокойно принимают при кредитовании франшизные и даже усеченные страховки. Этот фактор не мог не повлиять на сильное снижение средней премии по КАСКО.
Переориентация клиентов на более дешевые продукты КАСКО повлекла резкий рост разработки этих продуктов со стороны страховых компаний и усиление конкуренции в борьбе за клиента на падающем рынке, что также оказало влияние на ценообразование в сегменте.
Перечисленные выше тенденции устойчивы на протяжении последних трех лет и сохранятся в дальнейшем. Несмотря на рост продаж новых транспортных средств клиенты по-прежнему будут выбирать продукты из антикризисной линейки. Более того, мы видим, что после выплаты автокредита, часть клиентов отказывается от пролонгации договора КАСКО. Поэтому в течение следующего года положение дел в сегменте добровольного автострахования вряд ли изменится.
С другой стороны, нестабильная ситуация на валютном рынке, которая напрямую отражается на стоимости запчастей, а также слишком затяжное снижение тарифов всеми крупными страховщиками с высокой долей вероятности повлечет за собой планомерный рост убыточности КАСКО. В конечном итоге это приведет к повышению цен на КАСКО и балансировке рынка в части спроса-предложения и конкуренции за клиента среди страховых компаний.
По Вашему мнению, будут ли в перспективе дешеветь/дорожать полисы автокаско?
Основные показатели рынка автокаско свидетельствуют о том, что ценовая планка сохранится на уровне текущего года с возможностью незначительного снижения.
Падению средней премии способствовало широкое распространение договоров КАСКО с франшизами. Наличие в договоре франшизы влияет на итоговую стоимость договора (полис КАСКО с франшизой будет дешевле).Например, средняя скидка за включение в договор франшизы составляет 30%, если клиент оформляет КАСКО с большой франшизой (например 50 000 рублей), скидка может доходить до 70% (отсюда и снижение премий).
Если говорить о портфеле КАСКО нашей Компании, доля договоров с франшизами превысила 50%.
Также важно отметить, что у клиентов, которые приобретают автомобили в кредит, также появилась возможность оформлять КАСКО с применением франшизы.
По Вашему мнению, будут ли в перспективе дешеветь/дорожать полисы автокаско?
Мы видим разумный подход со стороны большинства водителей к страхованию. И, как следствие, рост спроса на доступные по соотношению «ценанабор рисков под защитой» продукты. Именно поэтому мы в последние годы значительно обновили продуктовую линейку автокаско, предложив водителям не только полисы с понятными наборами действительно необходимых рисков по цене от 4950 руб. и за 9950 руб., но также предоставили возможность экономить при покупке следующего полиса каско за счет участие в программе «КаскоЭкономия». Благодаря специальному программному обеспечению мобильного приложения «АльфаСтрахование Мобайл» в телефоне водителя, мы анализируем стиль его езды. В результате аккуратные водители могут экономить еще до 30% от цены автокаско.
По Вашему мнению, будут ли в перспективе дешеветь/дорожать полисы автокаско?
В текущем цикле развития добровольного автострахования на снижение средней премии глобально влияют два фактора – почти синхронное снижение тарифов большинства страховщиков – лидеров по каско, и рост популярности программ страхования с усеченным покрытием.
И вполне очевидно, что этот цикл в скором времени закончится. Как минимум, на горизонте одного года следует ожидать отыгрыша вверх тарифных ставок. Сейчас компании в очередной раз перекроят ландшафт рынка автокаско, и начнут повышать тарифы. Подобный цикл «снижение тарифов – рост продаж/доли рынка – рост убыточности – повышение тарифов» мы наблюдали уже не раз.
Второй фактор повышения цены на полисы каско– удорожание самих автомобилей. Производители уже поднимают отпускные цены, а чем дороже машина, тем дороже на нее страховка в рублевом эквиваленте.
Доля франшизных программ и полисов, которые покрывают только риски хищения и полной гибели автомобиля, вряд ли сильно увеличится от того уровня, что есть сейчас. Поэтому этот фактор не окажет драматического влияния на цену каско.
Единственное, пока не охваченное массово направление, где еще есть резерв по удешевлению – это программы формата «pay as you drive», когда автовладелец платит за страховое покрытие только по факту поездки. Но есть ряд ограничений – инвестиции в телематическое оборудование, встраивание скоринга по телематике в тарификацию, которые препятствует расширению данного направления.