Процесс продажи полисов по обязательному гражданскому автострахованию будет фиксироваться на видеокамеру. Соответствующую норму закона готовятся разработать в ГД уже в октябре текущего года. Об этом рассказал Анатолий Аксаков, глава комитета ГД по финрынку.
По мнению г-на Аксакова, для страховых компаний приобретение видеокамер и микрофонов не будет затратным, а на стоимости полисов ОСАГО требование никак не скажется, пишут «Известия». При этом видеозаписи продажи будут храниться в специальной базе данных весь срок действия договора.
Банк России предложение о введении видеофиксации продажи полисов «автогражданки» поддерживают. Представители регулятора полагают, что такое требование к страховщикам повысит уровень доступности полисов.
В свою очередь, участники страхового рынка прогнозируют, что нововведение непременно приведет к значительным расходам и трудозатратам. В ВСС подсчитали, что реализация проекта обойдется компаниям в 10 млрд рублей. Это может спровоцировать очередное повышение цен на полисы ОСАГО – в среднем на 5%, предупреждают эксперты.
Как Вы оцениваете перспективу обязательной видеофиксации продажи полисов ОСАГО? Насколько могут возрасти затраты участников рынка на приобретение и обслуживание систем видеонаблюдения?
Считаем, что сейчас проблему доступности ОСАГО решает возможность оформить полис в электронном виде на сайтах страховщиков. Этой меры уже достаточно. Необходимость видеофиксации продажи полисов ОСАГО затруднит процесс , причем как для Страховщика, так и для Страхователя:
- для Страховщика эта мера приведет к увеличению затрат на оформление полиса, хранение данных
- для Страхователя уменьшится доступность полиса, поскольку ему придется приезжать только в специально подготовленные для этого Страховщиками пункты оформления полисов. Сразу возникнет проблема с оформлением полисов "на бумаге" в удаленных точках продаж, которые, возможно, будут закрываться, чтобы не нести расходы по оборудованию этих точке системами видеофиксации.
Также существенные проблемы возникнут у страховых посредников, для которых дополнительные расходы могут быть неприемлемыми.
Как Вы оцениваете перспективу обязательной видеофиксации продажи полисов ОСАГО? Насколько могут возрасти затраты участников рынка на приобретение и обслуживание систем видеонаблюдения?
- Это однозначно очень дорого. В отличие от одноразовых затрат на сами камеры, оборудование хранилищ и систем передачи данных – это сотни миллионов рублей для каждой компании, т.е. на круг по рынку это несколько десятков миллиардов рублей.
Как Вы оцениваете перспективу обязательной видеофиксации продажи полисов ОСАГО? Насколько могут возрасти затраты участников рынка на приобретение и обслуживание систем видеонаблюдения?
Данное предложение тянет за собой целый перечень спорных вопросов. Во-первых, создание системы видеофиксации продажи полисов ОСАГО, безусловно, приведет к существенному увеличению затрат страховщиков. Помимо закупки и обслуживания оборудования, потребуются также дополнительные затраты на сервисы по хранению, обработке, передаче и обслуживанию таких данных в течение всего срока действия договора страхования.
Также возникает вопрос о получении согласия на видеосъемку и использования изображения граждан. Более того, если предусматривается, что видеофайлы будут передаваться в единую базу и там храниться, то остается открытым вопрос о получении согласия на передачу данных.
Также нельзя забывать о том, что полисы ОСАГО заключаются через разные каналы продаж, в том числе через агентский. Если в офисе страховой компании технически возможно установить аудио и видеоаппаратуру, то в случае заключения договора ОСАГО через агентскую сеть могут возникнуть серьезные проблемы с реализацией данных требований.
Как Вы оцениваете перспективу обязательной видеофиксации продажи полисов ОСАГО? Насколько могут возрасти затраты участников рынка на приобретение и обслуживание систем видеонаблюдения?
Довольно сложно оценить потенциальный эффект инициативы. Ведь для этого необходимо взглянуть на всю схему взаимодействия. Помимо самого факта видео и аудио фиксации страховщиками процесса оформления полисов надо понимать — как и на чьей стороне будет организована процедура передачи и хранения данных, кто и в каком порядке будет просматривать и прослушивать записи, как изменится процедура работы с жалобами страхователей по отказу в выдаче ОСАГО.
Хорошим подспорьем мог бы стать анализ схожей практики видеофиксации процесса проведения технического осмотра, но соответствующий законопроект второй год находится на обсуждении.
Конечно, же затраты страховщиков на обеспечение каждого офиса продаж записывающими устройствами, а также оборудованием для обработки, передачи и хранения записей, могут существенно сказаться на и без того низкой рентабельности обязательной автогражданки. На подобное дооснащение может уйти до 5% от годового оборота рынка ОСАГО.
Но нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что в стране вообще-то активно растет доля электронных полисов. По итогу июля на них приходится 46% (статистика РСА). И вполне реален такой сценарий, что когда наступит условный час Х, и оформление каждого бумажного полиса будет записываться на камеру, доля таких полисов снизится до 5-10%. И, следовательно, острота проблемы недоступности ОСАГО уменьшится до уровня статистической погрешности.
Как Вы оцениваете перспективу обязательной видеофиксации продажи полисов ОСАГО? Насколько могут возрасти затраты участников рынка на приобретение и обслуживание систем видеонаблюдения?
«Мы не поддерживаем данную инициативу, так как она неизбежно приведёт к дополнительным расходам и трудозатратам.
На сегодняшний день закон и так предусматривает право страхователя самому проводить такую съёмку, но по нашему опыту, так практически никто не делает».