14 мая 2014 года АСЖ и ВСС озвучили предварительные итоги работы на российском рынке страхования жизни за I квартал 2014 года. Общий объем страховой премии по итогам первых 3 месяцев 2014 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 15,2% и составил 23,04 млрд рублей, из них по страхованию жизни – на 40,0% и составил 20,31 млрд рублей. Сбор премий по иному личному страхованию уменьшился на 50,3% и составил 2,73 млрд рублей.
Общий размер страховых выплат в I квартале 2014 года увеличился на 4,3% по сравнению с прошлым годом и составил 2,73 млрд рублей. При этом выплаты по страхованию иному, чем страхование жизни, увеличились на 4,3% – до 0,75 млрд рублей, выплаты по страхованию жизни составили 1,99 млрд рублей (в I кв. 2013 года – 1,90 млрд руб., то есть прирост составил 4,3%).
Комментируя итоги I квартала, президент АСЖ Александр Зарецкий, констатировал, что рынок демонстрирует замедление темпов роста. Такой результат был ожидаем, с учетом аналогичного поведения рынка потребительского кредитования. Страховое сообщество ранее уже отмечало сильную зависимость рынка страхования жизни от кредитного страхования. Необходимо сменить парадигму развития рынка в пользу классических накопительных видов, уверены в АСЖ. Для этого необходимо ускорить реализацию мер, заложенных в правительственную программу развития рынка страхования до 2020 года.
До недавнего времени основным драйвером роста рынка страхования жизни являлись продукты кредитного страхования, которые банки предлагают клиенту вместе с кредитом. Однако сегодня темпы роста российского рынка потребительского кредитования стабилизировались, поэтому страховщикам жизни совместно с банками-партнерами нужно сместить акцент со страховых продуктов, завязанных на кредиты, в сторону не связанных с кредитами продуктов с высокой потребительской ценностью для клиента, таких как инвестиционное, накопительное страхование жизни и так далее. Такие продукты будут особенно интересны банковским вкладчикам как эффективные инструменты защиты и приумножения капитала.
Страхование жизни может сыграть важную роль для поддержания макроэкономической стабильности в российской экономике. Из-за сложившейся геополитической и экономической ситуации в России особенно остро стоит вопрос о привлечении долгосрочных внутренних инвестиций. Для стратегического развития национальной экономики нужны длинные деньги. На основе мирового опыта можно с уверенностью утверждать, что страхование жизни является одним из главных источников длинных денег, привлеченных от граждан страны. Поэтому государству следует оперативнее внедрять стимулирующие налоговые меры для развития накопительного страхования жизни. Это в интересах общества и национальной экономики.
Рынок страхования жизни состоит из разнородных продуктов: первый вид продуктов – это кредитное – рисковое страхование, второй – накопительные и инвестиционные программы.
Развитие первого сегмента напрямую зависит от темпов розничного кредитования. Сейчас мы наблюдаем замедление динамики потребкредитования, и как следствие, снижение темпа роста рискового страхования в целом по рынку.
Макроэкономическая ситуация свидетельствует о том, что тенденция к снижению темпов роста кредитного страхования будет продолжаться на протяжении всего 2014 года.
В текущих условиях точкой роста для рынка страхования жизни выступает накопительное и инвестиционное страхование жизни. Результаты прошлого года и первого квартала иллюстрируют этот факт. По сути, этот вид в 2014 году выступает основным драйвером роста, как сегмента страхования жизни, так и одним из основных драйверов всего страхового рынка.